Система общебиологических понятий

Главная задача обучения – развить систему общебиологических понятий по годам обучения. Решение данной задачи требует применения последовательной системы обобщений; частное понятие формируется на основе обобщения фактов и завершается формулировкой определения. Затем следует обобщение ряда частных понятий в более общее. Каждый этап формирования понятий заканчивается его расширением и углублением на основе предшествующих знаний.

Учащиеся испытывают большие затруднения при формировании умения подводить частные явления под общее биологическое понятие, закон, теорию. Овладение умением обобщать обеспечивает возможность подходить осмысленно к любому факту, анализировать его и находить место в системе знаний, придавать фактам четкую структуру, формулировать выводы, находить общее 8 изучаемых объектах и явлениях. Для обучения этому умению важно в процессе изучения биологии обнаруживать черты закономерности в рассматриваемых фактах, процессах, объектах (всеобщность свойств живого: изменчивость, наследственность, приспособленность, взаимосвязь строения и функции и т. д.). Постепенное увеличение объема материала, по которому надо сделать вывод (статья в параграфе, параграф, тема), переход от частных выводов к общим развивают логическое и абстрактное мышление.

Часто школьники правильно формулируют определения, но не могут их конкретизировать. Это объясняется тем, что они не владеют интеллектуальным умением конкретизации общих понятий. Для обучения их этому умению важно соблюдать следующие методические требования: добиваться от учащихся использования в ответах собственных примеров для конкретизации закономерности, распознавания общих закономерностей в конкретном единичном, составления характеристики конкретного биологического объекта исходя из общих положений.

Важным показателем глубины и осознанности знаний, усвоенных учащимися, служит умение использовать знания в незнакомых ситуациях. Обучение умению отвечать доказательно, аргументированно, использовать знания в новых ситуациях способствует решение познавательных задач политехнического, экологического, гигиенического содержания, требующих от школьников интеллектуальных и практических действий. Биологические задачи широко применяются при изучении цитологических и генетических понятий. Умение решать познавательные задачи – надежный показатель развитого мышления учащихся.

В усовершенствованной программе определены критерии, по которым можно судить об овладении умением ставить опыты и проводить наблюдения. Об этом свидетельствуют правильное определение учащимися цели опыта, самостоятельный подбор оборудования и объектов, соблюдение необходимой последовательности действий при проведении опыта, научно грамотное, логичное описание наблюдений и формулирование выводов из опытов.

О сформированности у школьников умения проводить наблюдения свидетельствует выделение существенных признаков у изучаемого объекта, правильное определение цели и результатов наблюдения, формулирование выводов. Очень важно, чтобы в ходе проведения опытов и наблюдений учащиеся не только описывали внешние проявления живой природы, но и раскрывали их сущность.

Большую роль в развитии знаний учащихся играют общеучебные умения, к числу которых относится умение работать с учебной книгой. Усовершенствованная программа предусматривает обучение школьников умениям хорошо ориентироваться в учебнике, пользоваться указателем терминов, излагать основное содержание статей параграфа или всего параграфа, работать с рисунками, схемами, находить в тексте ответы на вопросы, формулировать вопросы к тексту, составлять план статьи или параграфа, самостоятельно по учебнику изучать отдельные вопросы курса.


Учителю биологии на заметку:

Грамотная работа с учебниками
Мыслительная деятельность при работе со схемами и рисунками
Различные методы обучения
Общедидактические методы
Беседа в практике обучающего процесса
Методы обучения предметам естественнонаучного цикла
Методы проверки знаний учащихся
Письменные работы и диктанты
Методы проверки умений
Формы организации обучения общей биологии
Урок – основная форма организации обучения
Методика обучения общей биологии