Сохранение и рациональное использование видов

После изучения механизма возникновения приспособлений и видообразования логично рассмотреть вопрос о влиянии деятельности человека на многообразие видов и пути их охраны. После проверки знаний эволюции и умений использовать учение Дарвина для объяснения процессов возникновения приспособлений и видообразования начинается изучение новой проблемы, обобщение знаний по ней. Учитель напоминает, что в результате эволюции на Земле возникло большое разнообразие видов – примерно 0,5 млн. видов растений и 1,5 млн. животных.

В процессе беседы учитель подчеркивает, что каждый вид прошел длительный путь становления, выдержал борьбу за существование, достиг определенного совершенства, занимает в природе определенное место и выполняет специфические функции. Учитель просит осветить значение видов растений, животных в природе, народном хозяйстве в жизни человека. Для оказания помощи учащимся, более активного участия их в беседе необходимо использовать таблицы с изображением биогеоценозов, видов растений и животных в природе, путей их использования. Школьники рассказывают о роли зеленых растений: образовании органических веществ, накоплении энергии, поддержании газового баланса, о роли животных в использовании этих органических веществ. Они говорят о применении человеком многих видов деревьев в качестве строительного материала, для производства бумаги, химических веществ, о значении лекарственных растений, о роли травянистых растений в создании кормовой базы для животных.

Учащиеся раскрывают значение животных для получения ценного меха, мяса, меда, рыбы. Значительное внимание уделяют раскрытию роли живой природы в создании хорошего настроения у человека, когда он наслаждается разнообразием красок растений, прохладой лесов, пением птиц, видов порхающих бабочек и т. д. В результате школьники приходят к выводу, что разнообразие видов – бесценное богатство нашей планеты, без которого невозможна жизнь человека.

Затем учитель предлагает школьникам прочитать статью «Влияние деятельности человека на многообразие видов» и записать выводы, изложить их устно. Учащиеся указывают на значительное сокращение числа видов растений и животных под влиянием деятельности человека за сравнительно небольшой отрезок времени, на возрастание численности ряда видов, например насекомых-вредителей, микроорганизмов – возбудителей болезней, наносящих вред народному хозяйству и человеку.

Учитель предлагает школьникам назвать пути сохранения существующих видов, предотвращения их исчезновения в результате деятельности человека. Затем учащиеся получают задание: прочитать текст статьи «Охрана видов» в § 7 и выявить основные мероприятия, направленные на их сохранение и рациональное использование. После завершения самостоятельной работы школьники раскрывают мероприятия по охране видов. Один учащийся рассказывает о Международном союзе охраны природы и ее ресурсов. В этой связи полезно ознакомить школьников с результатами совместной деятельности ряда государств по охране белого медведя, в результате которой в настоящее время его численность возросла, и опасность исчезновения вида устранена. Второй школьник говорит о результатах природоохранной деятельности в нашей стране, восстановлении числеиности большого числа видов. Третий сообщает о деятельности различных заповедников в нашей стране, их роли в сохранении видов растений и животных. Четвертый ученик раскрывает проблему рационального использования видов, управления численностью популяций. Пятый обосновывает важность сохранения природной среды, пригодной для жизни, необходимость предохранения воздуха, воды, почвы от загрязнения. Значительное место в связи с этим уделяется рассмотрению вопроса безотходной или малоотходной технологии, приводятся примеры производств, в которых налажена система оборотного водоснабжения, что позволяет экономить более 90% чистой воды (производственное объединение «Азот», коксохимический завод им. Орджоникидзе в Днепродзержинске и др.).

Учитель подчеркивает преимущества строя перед капиталистическим в решении проблем охраны природы, в то время как в капиталистических странах на первом месте стоит прибыль. Учащиеся делают вывод, что охрана и рациональное использование видов – важная государственная проблема, которая решается различными путями. Они высказывают мнение о роли школьников в решении данной проблемы. Они осознают свою роль в том, чтобы не уничтожать растения и животных, не нарушать условия их жизни и не способствовать сокращению их численности, а, наоборот, помогать животным выжить в трудное время года: подкармливать птиц, раскладывать ветки, солонцы (зимой) животным и др. Так на уроке обобщаются знания об охране и рациональном использовании видов, с которыми школьники знакомились в курсах ботаники и зоологии.


Учителю биологии на заметку:

Современная система органического мира – отображение эволюции
Родословное древо жизни
Обобщение и проверка знаний эволюции живой природы
Использование эволюционной теории в практической деятельности
Задачи темы филогенетики и закономерностей эволюции
Сравнительно-анатомические доказательства эволюции
Эмбриологические доказательства эволюции. Биогенетический закон
Палеонтологические доказательства эволюции
Основные пути и направления эволюции органического мира
Анализ полученных материалов
Эволюция по пути идиоадаптации связана с дивергенцией видов
Методика обучения общей биологии