Составляем схему мейоза

Сведения о всех фазах мейоза учащиеся заносят в таблицу. Если не хватит времени на эту работу, тогда следует выполнить ее на обобщающем уроке. В заключение урока необходимо закрепить знания мейоза и его биологической сущности. Учитель просит школьников проанализировать ход мейоза, в результате которого вдвое уменьшается число хромосом. Школьники устанавливают два деления и одну интерфазу, в результате чего образуются четыре клетки с гаплоидным набором хромосом. Учитель подчеркивает специфику образования мужских и женских гамет: в процессе созревания образуются четыре полноценные мужские клетки и одна яйцеклетка, а три клетки рассасываются.

Следует предложить школьникам рассмотреть схему мейоза в учебнике и определить, как распределяются хромосомы между гаметами. В результате учащиеся приходят к выводу, что распределение хромосом носит случайный характер. Трудно предсказать, в какой гамете окажется каждая из гомологичных хромосом, одна из которых получена от материнского организма, другая–от отцовского. Учитель просит определить число возможных комбинаций отцовских и материнских хромосом – гаплоидное число хромосом. Для человека это число равняется 223. Подсчеты убеждают школьников в огромном числе комбинаций хромосом, обусловливающих разнообразие наследственной изменчивости.

В процессе закрепления знаний необходимо сосредоточить внимание школьников на конъюгации хромосом в профазе первого мейоза и выяснить его биологическое значение. Для этого учитель демонстрирует сделанные из пластилина модели гомологичных хромосом, иллюстрирует их конъюгацию и перекрест, обмен участками. Учитель просит раскрыть значение данного явления. Школьники в состоянии указать, что в результате конъюгации может возникнуть новое сочетание генов в хромосоме, что приведет к появлению наследственных изменений у потомства.

Общий вывод, но уроку целесообразно учащимся записать в тетради: мейоз обеспечивает формирование клеток с гаплоидным набором хромосом, специализированных для полового процесса; в результате мейоза материнские и отцовские хромосомы случайно распределяются между гаметами, происходит обмен участками хромосом; случайное распределение хромосом, обмен их участками увеличивают изменчивость организмов, что имеет большое значение для эволюции.


Учителю биологии на заметку:

Оплодотворение
Индивидуальное развитие организмов – онтогенез
Дифференцировка и специализация клеток
Послезародышевое развитие организма. Обобщение знаний по теме
Задачи темы молекулярной биологии
Взгляды на сущность жизни и ее возникновение
Вклад Энгельса
Современные теории происхождения жизни
Закрепление знаний по возникновению жизни
Проверка усвоения знаний возникновения жизни
Задачи метода гибридологического анализа
Методика обучения общей биологии