Современная система органического мира – отображение эволюции

Усвоению знаний дарвинизма способствует рассмотрение проблем макроэволюции и учения о современной макросистеме. Изучение нового материала начинается с проверки знаний школьниками пила, видообразования, факторов эволюции, с обобщения сведений о систематических единицах, изучаемых в курсах ботаники и зоологии. Проверка знаний по указанным вопросам позволяет углубить представления учащихся о систематике, показать, что ее задачи не сводятся к описанию и объединению в группы на основании сходства существующих и вымерших организмов, а состоят в установлении родственных связей между видами, в выявлении их происхождения.

Учитель привлекает внимание учащихся к таблице «Современная система органического мира» и просит их назвать таксономические единицы, высказать гипотезу об образовании родов, семейств и т. д. Обсуждение проблемы позволяет ввести понятие «макроэволюция», или «надвидовая эволюция», представляющая собой процесс образования из видов новых родов, семейств и др. Учащиеся приходят к выводу, что возникновение родов, семейств связано с эволюцией видов.

На этом уроке целесообразно провести сравнение макроэволюции с микроэволюцией, что дает возможность школьникам выявить общие черты (дивергентный характер эволюции, в основе процессов лежит действие одних и тех же движущих сил). Учитель подчеркивает, что в основе макроэволюции лежит микроэволюция. Однако эти процессы различаются протяженностью во времени, процесс макроэволюции более длительный. В результате этих процессов образуются новые формы; микроэволюция завершается образованием видов, а макроэволюция – более крупных таксонов (родов, отрядов, классов и т. д.).

Далее важно убедить учащихся в том, что высшие систематические группы образуются из видов. Для этого школьники рассматривают рисунок в учебнике, на котором прослеживается постепенное расхождение родственных видов, возникших от общего предка. Каждый более крупный таксон возник из более мелких таксонов, имеющих общего предка (род из нескольких родственных видов, семейство из нескольких родственных родов и т. д.) Роды, семейства, отряды (порядки), классы, типы (отделы), по современной классификации, объединяют виды – потомки общего предка, т. е. представляют собой ветви филогенетического «древа жизни». Виды, входящие в состав рода или семейства, произошли от одного предка, но претерпели дивергенцию в различных направлениях, вследствие чего приобрели возможность использовать различные условия.


Учителю биологии на заметку:

Родословное древо жизни
Обобщение и проверка знаний эволюции живой природы
Использование эволюционной теории в практической деятельности
Задачи темы филогенетики и закономерностей эволюции
Сравнительно-анатомические доказательства эволюции
Эмбриологические доказательства эволюции. Биогенетический закон
Палеонтологические доказательства эволюции
Основные пути и направления эволюции органического мира
Анализ полученных материалов
Эволюция по пути идиоадаптации связана с дивергенцией видов
Пути общей эволюции и её направления
Методика обучения общей биологии