Современные теории происхождения жизни

Главная задача урока состоит в том, чтобы сформировать у школьников знания этапов возникновения жизни, становления автотрофного и гетеротрофного типов питания, бескислородного и кислородного дыхания, а также привить умения опровергать ненаучные взгляды на происхождение жизни. На уроке учитель применяет методы беседы, работу с экранным пособием.

Проверка знаний основных критериев жизни, определения жизни по Энгельсу, умения критиковать религиозные взгляды, идею самозарождения, гипотезу вечности жизни подготавливает учащихся к усвоению научных положений о происхождении жизни. Объяснение нового материала учитель начинает с характеристики этапов развития материи, данной Ф. Энгельсом. Он указывал, что развитие проявляется в количественном и качественном усложнении материи от относительно простых ее видов ко все более сложным, от возникновения химических элементов до появления соединений углерода, от простых соединений углерода к более сложным, органическим, а затем и к белковым телам, от белковых тел до примитивных живых организмов, от доклеточных к одноклеточным и многоклеточным организмам животных и растений, от животных к человеку и человеческому обществу.

Анализ взглядов Ф. Энгельса на этапы развития подготавливает учащихся к восприятию гипотезы А. И. Опарина, сущность которой учитель раскрывает кратко. На одном из этапов развитии Земли возникли условия, при которых было неизбежным появление жизни из неживой материи. Учитель рассказывает об этапах предбиологического синтеза, т. е. образования из неорганических веществ органических в условиях остывающей Земли, об источниках энергии, обеспечивающих этот синтез, об опытах ученых.

Затем он раскрывает условия образования коацерватов, обосновывает важность данного этапа становления жизни, который привел к обособлению макромолекулярной системы от среды, к появлению надмолекулярной организации. Согласно гипотезе А. И. Опарина, обособление макромолекулярных систем произошло вследствие коацервации. Коацерваты способны к примитивному обмену веществ, дроблению под действием механических сил. Среди них происходил предбиологический отбор. Предпосылками отбора могла быть конкуренция за источник веществ и энергии; успешности отбора способствовал широкий спектр изменчивости коацерватов. В то же время учитель отмечает, что у коацерватов отсутствовал такой важный признак, как воспроизведение себе подобных. Он просит школьников ответить, как могло возникнуть это свойство живого. Учащиеся знают, что воспроизведение связано с молекулами нуклеиновых кислот, поэтому могут указать на следующий этап становления жизни – возникновение молекул, способных к самовоспроизведению. Учитель подчеркивает, что синтез молекул нуклеиновых кислот способствовал появлению нового типа химического синтеза – матричного, который лежит в основе синтеза РНК, ДНК, белков.


Учителю биологии на заметку:

Закрепление знаний по возникновению жизни
Проверка усвоения знаний возникновения жизни
Задачи метода гибридологического анализа
Гибридологический метод изучения наследственности
Первый закон Г. Менделя
Цитологические основы закономерностей наследования при моногибридном скрещивании
Определение типа гамет
Изучение гипотезы чистоты гамет
Закон независимого наследования признаков
Цитологические основы закона независимого наследования
Явление сцепленного наследования
Методика обучения общей биологии