Спирализация хромосом

Учитель предлагает объяснить значение спирализации хромосом, преобразования их в компактные структуры, просит раскрыть их состав. Школьники помнят, что в интерфазе произошло удвоение молекул ДНК и образовались из каждой хромосомы по две хроматиды. Так как в результате деления возникают две клетки с одинаковым набором Хромосом, значит, хроматиды должны поровну распределиться между дочерними клетками. Можно сделать вывод, что между новыми клетками легче распределиться небольшим компактным структурам, чем тонким длинным нитям. Учащиеся осознают значение спирализации хромосом в профазе.

Далее учитель сосредоточивает внимание учащихся на метафазе, расположении хромосом в экваториальной плоскости и прикреплении к каждой из них с двух сторон нитей веретена в месте центромеры, которая соединяет хроматиды. Учитель предлагает раскрыть значение этого процесса. Школьники могут догадаться, что центромера должна разделиться, а нити как бы растащат хроматиды к противоположным полюсам клетки. Показ на таблице анафазы убеждает учащихся в этом. После деления центромеры хроматиды становятся самостоятельными хромосомами, и к каждому полюсу отходит равный набор хромосом, соответствующий исходной клетке.

Затем на модели или таблице учащиеся рассматривают тело и фазу и описывают события в клетке: образование перегородки, ядер, что свидетельствует о возникновении двух дочерних клеток из одной. Хромосомы деспирализуются и становятся незаметными. Школьники делают вывод, что в процессе митоза возникшие в интерфазе две хроматиды из каждой хромосомы равномерно распределяются между дочерними клетками, поэтому каждая новая клетка содержит одну и ту же наследственную информацию. Другие клеточные структуры делятся также поровну, хотя не столь строго.

Для закрепления знания сущности митоза целесообразно предложить учащимся просмотреть в учебнике этот материал и завершить заполнение таблицы «Митоз и мейоз». С целью формирования конкретных представлений о митозе важно организовать просмотр школьниками микропрепаратов корешка лука для нахождения фаз митоза, описания состояния хромосом и других органоидов. Рисунки митоза, микропрепараты хорошо использовать для проверки знаний и умений учащихся.

Повышению интереса к проблеме способствует постановка вопроса: какие факторы способствуют наступлению митоза? Учитель отмечает важность решения данной проблемы, в частности, для разгадки природы рака. Он сообщает, что деление клетки наступает после достижения ею определенных размеров. Это дает основание считать, что после удвоения ДНК, синтеза белков нарушается нормальное соотношение между массами ядра и цитоплазмы и клетка делится. У животных этот процесс регулируется нервной системой, гормонами. Так, гормон гипофиза усиливает митоз в щитовидной железе, а адреналин – подавляет.

Если есть возможность, то следует показать фрагмент фильма, в котором имеются кадры, отображающие натуральный процесс деления клетки.

В заключение урока школьники с помощью учителя формулируют выводы: в результате митоза образуются две сходные дочерние клетки, что обусловливает сходство потомства с родителями из поколения в поколение; митоз имеет универсальный характер, он протекает сходным образом у всех видов, клетки которых имеют ядро, обеспечивает равномерное распределение наследственного материала. Универсальный характер митоза служит доказательством материального единства органического мира.


Учителю биологии на заметку:

Формы размножения организмов. Развитие половых клеток
Мейоз как он есть
Составляем схему мейоза
Оплодотворение
Индивидуальное развитие организмов – онтогенез
Дифференцировка и специализация клеток
Послезародышевое развитие организма. Обобщение знаний по теме
Задачи темы молекулярной биологии
Взгляды на сущность жизни и ее возникновение
Вклад Энгельса
Современные теории происхождения жизни
Методика обучения общей биологии