Становление систематики. Труды К. Линнея

На изучение темы программой отводится два часа, поэтому не следует излишне углубляться в историю, а лишь дать учащимся представление о становлении учения о виде, систематике, эволюционной теории в XVIII и начале XIX в., о борьбе материализма и идеализма в биологии. Это главная учебно-воспитательная задача темы, по которой выделяются две проблемы: 1. Становление систематики. Труды К. Линнея. 2. Эволюционные учения до дарвиновского периода. Для изучения темы можно использовать урочную или лекционно-семинарскую форму. В последнем случае на первом уроке читается лекция по всей теме, а на втором проводится семинарское занятие.

Ознакомление школьников на вводном уроке с главными проблемами биологической науки, среди которых учение об эволюции, виде занимает ведущее место, следует начать с восстановления учащимися знаний видов растений и животных, характеристики вида. Учитель сообщает о том, что в настоящее время науке известно около 0,5 млн. видов растений и 1,5 млн. видов животных, что занимается изучением разнообразия видов и их классификацией наука систематика, существующая более двух веков.

Учитель предлагает школьникам высказать свои соображения, как за такое сравнительно короткое время удалось изучить огромное многообразие видов, какие ученые внесли вклад в развитие систематики, каково значение этой науки.

Краткая беседа с учащимися о влиянии на развитие химии периодического закона и периодической системы Д. И. Менделеева проливает свет на значение создания системы органического мира для продвижения биологии, способствует установлению родства наук и общих тенденций в их развитии.

В начале XVIII в. в биологии назрела необходимость в систематизации огромного фактического материала. Учитель отмечает огромные заслуги К. Линнея в разработке данной проблемы. Он установил следующие три особенности вида: а) объединение множества особей; б) сходство между ними морфологическое и физиологическое; в) способность к совместному размножению и воспроизведению потомства, сохраняющего сходство с родительскими формами. Эти особенности вида записываются в тетрадь.

Далее учитель отмечает, что К. Линней не только установил универсальность, реальность видов, но и выделил главный признак вида – не скрещиваемость особей разных видов, репродуктивную изоляцию и тем самым нанес удар наивным идеям о «перерождении видов», выявил их стабильность, подготовил почву для постановки проблемы об их происхождении. Желательно, чтобы учащиеся записали заслуги Линнея в науке о, виде и видообразовании. Вместе с тем необходимо также раскрыть взгляды ученого о божественном творении видов («Видов столько, сколько их создало изначальное бесконечное существо»), которые способствовали утверждению на длительный срок идеалистических и метафизических идей в науке о виде. Кроме того, взгляды Линнея о происхождении видов в результате божественного творения наложили отпечаток на его классификацию органического мира, в которой он пытался обнаружить порядок, установленный самим всевышним. Основная идея линнеевской системы – поиски сходства, а не родства между видами, каждый из которых, по Линнею, происходит от особой пары родоначальных особей.

Однако не следует умалять заслуг К. Линнея. Учитель отмечает, что взгляды великого ученого на проблемы вида и видообразования не оставались неизменными. К концу жизни он допускал возможность возникновения близких видов от одного предка естественным путем, без вмешательства бога.

Учитель рассказывает, как Линней упростил номенклатуру видов. Например, вместо громоздкого названия шиповника «обыкновенная лесная роза с душистым розовым цветком» он ввел двойное (бинарное) наименование на латинском языке – Коза сайтах (роза собачья). Новая номенклатура указывала на принадлежность вида к определенному роду и отражала родство с другими видами.

Затем учитель кратко характеризует созданную ученым классификацию растительного мира («Система природы», 1735). Основаниями деления были наличие или отсутствие цветков, тычинок и пестиков в них; количество и особенности строения тычинок и т. д. для выделения классов; число пестиков в цветке и другие особенности для отрядов. Удобство системы Линнея очевидно – несложный анализ цветка позволяет быстро получить информацию о растении.

Далее учащиеся знакомятся с принципами линнеевской классификации животных. Система животных имела много недостатков: класс амфибий включал пресмыкающихся и земноводных, а класс червей – одноклеточных, губок, кишечнополостных, моллюсков, иглокожих.

Подчеркивая величие ученого, учитель отмечает, что Линней сам сознавал несовершенство своей системы.

В заключение урока учащиеся подводятся к следующим обобщениям:

1. Развитие систематики, труды Линнея способствовали быстрому накоплению знаний о видах растении и животных.

2. Работы Линнея способствовали утверждению метафизических взглядов на вид как стабильную самовоспроизводящуюся живую систему.

При проверке и закреплении знаний школьников можно задать следующие вопросы:

1. Каково значение науки систематики для выяснения происхождения видов?

2. В чем состоит искусственный характер линнеевской классификации органического мира?

3. Какой вклад внес Линией в развитие науки о виде, систематике?


Учителю биологии на заметку:

Эволюционные учения до-дарвиновского периода
Учение Ламарка
Учебно-воспитательные задачи Дарвинизма
Теория эволюции Ч. Дарвина и ее оценка классиками материализма
Выводы теории Дарвина
Биологический вид – основа эволюционного процесса
Популяция – элементарная структура вида
Популяция и целостность вида
Наследственность и изменчивость – факторы эволюции видов
Вопросы о наследственности и изменчивости
Искусственный отбор – ведущий фактор создания новых сортов и пород
Методика обучения общей биологии