Строение и функции клеточной оболочки

Учащиеся должны знать микроскопическое строение клеточной оболочки, химический состав и расположение молекул в плазматической мембране, ее полупроницаемость, разные способы поступления веществ в клетку (фагоцитоз и пиноцитоз, активный перенос ионов и молекул), связи между клетками. На таблице школьники должны находить клеточную оболочку, знать отличие клеточной оболочки растений от таковой у клеток животных.

В учебном процессе учитель использует методы беседы, работу с учебником, проводит лабораторное занятие с плазмолизом и деплазмолизом. Целесообразно рассмотреть микропрепараты растительных и животных тканей для нахождения различий в строении клеточной оболочки.

Проверка знаний клеточной теории позволяет сосредоточить внимание учащихся на строении клетки как структурной и функциональной единице живого. Обращение к таблице ориентирует школьников на формирование представления о клетке в целом. Учитель отмечает большое разнообразие органоидов, называет их, но не требует пока от учащихся запоминания названий всех органоидов. Сначала он привлекает внимание к трем главным структурам: клеточной оболочке, цитоплазме и ядру, отмечает большое разнообразие органоидов в цитоплазме.

Учитель просит школьников вспомнить о клеточной оболочке растительной и животной клеток, особенностях строения и функциях, на базе имеющихся знаний вводит новое содержание. В процессе беседы учащиеся знакомятся со схемой клетки на таблице, в учебнике, рассматривают микропрепарат, благодаря чему у них формируется наглядный образ. Сведения о строении и функциях оболочки они заносят в таблицу, которая должна выполнять функцию справочника, использоваться учащимися на различных уроках как при получении новых знаний, так и в процессе их проверки. Важно, чтобы учащиеся умели устанавливать взаимосвязь строения и функций клеточной оболочки, осознали значение оболочки (отграничение содержимого клетки от среды, поступление веществ в клетку и удаление из нее, поддержание определенной формы).

После уяснения особенностей строения клеточной оболочки, функций наружного слоя и клеточной мембраны внимание школьников учитель привлекает к различным способам поступления веществ в клетку. Школьники рассматривают рисунок в учебнике и узнают механизм фагоцитоза и пиноцитоза. Учитель подчеркивает роль цитоплазматической мембраны в активном переносе ионов и молекул, который осуществляется с использованием энергии.

Для того чтобы учащиеся убедились в полупроницаемости плазматической мембраны, необходимо провести лабораторную работу, которую школьники выполняют самостоятельно по такому заданию: 1. Приготовьте микропрепарат кожицы лука и рассмотрите клетки под микроскопом, обратите внимание на расположение цитоплазмы относительно клеточной оболочки. 2. Удалите промокательной бумагой с микропрепарата воду и нанесите на него каплю концентрированного (1 М) раствора поваренной соли, накройте препарат покровным стеклом, понаблюдайте за изменениями цитоплазмы на границе с оболочкой, опишите происходящее явление. 3. Удалите промокательной бумагой с препарата раствор соли, нанесите несколько капель воды, промокните часть воды, накройте препарат покровным стеклом, понаблюдайте за изменениями цитоплазмы, опишите происходящие явления. 4. Сделайте вывод, о чем свидетельствует изменение состояния цитоплазмы в клетке, помещенной в воду и раствор поваренной соли, затем опять в воду. Как воздействовала поваренная соль, а затем вода на клетку?

При обсуждении ответов школьников учитель заслушивает гипотезу, высказываемую учащимися о причинах данных явлений. С помощью учителя они приходят к выводу о полупроницаемости плазматической мембраны, которая свободно пропускает воду, но задерживает ионы натрия и хлора, входящие в состав поваренной соли.

В водной среде через мембрану в клетку поступает вода, объем цитоплазмы увеличивается.

Затем учащиеся узнают о соединении клеток в различных тканях. Они рассматривают микропрепараты, например кожицу листа капусты, и видят извилистые края клеточной оболочки, у разных тканей видят складки и выросты, которые придают прочность их соединениям. Учитель отмечает контакты между клетками животных и растений. Учащиеся делают вывод, что клетки в растительном и животном организмах тесно связаны между собой. Это имеет большое значение для целостности организма.

Учитель просит вспомнить особенности строения клеток эпителия кишечника. Школьники говорят о наличии ворсинок, которые представляют собой выросты цитоплазмы, покрытой плазматической мембраной, и убеждаются в роли мембраны, поглощающей питательные вещества.

Для закрепления знаний следует провести работу с таблицей. Учащиеся устанавливают взаимосвязь строения, химического состава и функций клеточной оболочки, ее различных слоев, находят сходство и различия этого органоида у клеток растений и животных, делают вывод о единстве растительного и животного мира, о направлениях эволюции по пути приспособления к различным способам питания.

Лучшие американские и европейские сигареты sigarety-import.com.


Учителю биологии на заметку:

Цитоплазма и ее органоиды, их функции в клетке
Митохондрии и пластиды
Комплекс Гольджи и другие структуры цитоплазмы
Ядро, его строение и функции
Строение и функции клеток прокариот. Неклеточные формы жизни
Учебно-воспитательные задачи темы Обмен веществ
Функции и сущность процессов обмена веществ
Знания о пищеварительных ферментах
Этапы энергетического обмена – гидролитическое расщепление и бескислородное окисление
Особенности обмена веществ в растительной клетке
Темновая стадия фотосинтеза. Хемосинтез
Методика обучения общей биологии