Строение и функции клеток прокариот. Неклеточные формы жизни

Изучение строения и функций клеток эукариот позволяет и сравнительном плане рассмотреть особенности строения клеток прокариот, а затем неклеточных форм жизни. Учащиеся должны запомнить структурные особенности прокариот, их функции, пути использования прокариот в народном хозяйстве, а также строение неклеточных форм, их роль в природе и жизни человека.

На уроке используются беседа, работа с учебником. Учитель привлекает имеющиеся у школьников знания бактерий, сине-зеленых водорослей. Усвоению знаний особенностей прокариот способствует проверка материала о строении и функциях клеток эукариот. После контроля знаний школьники рассматривают таблицу с изображением бактерий. Учитель просит описать строение бактерий, сравнить их с клеткой эукариот. Школьники отмечают отсутствие оформленного ядра. При этом учитель указывает на хромосому, которая имеет форму кольца; в ней сосредоточена наследственная информация.

Учащиеся снаружи бактериальной клетки находят оболочку. Учитель указывает, что оболочка состоит из углеводов, а под ней находится плазматическая мембрана. В цитоплазме располагается хромосома, состоящая из ДНК. Митохондрии, эндоплазматическая сеть, комплекс Гольджи и другие органоиды отсутствуют.

Учитель просит вспомнить, как размножаются бактерии, через сколько времени. Школьники восстанавливают знания о размножении бактерий делением, о наступлении этого процесса примерно через каждые полчаса. Делают вывод, что благодаря большой скорости размножения масса бактерий очень быстро возрастает. На этой основе раскрывается их практическое использование. Учитель говорит об использовании бактерий в микробиологической промышленности, отмечает, что в качестве исходного продукта здесь применяется дешевое сырье. Учитель отмечает способность бактерий перерабатывать отходы производства в ценные белковые вещества, антибиотики, ферменты.

Материалы Продовольственной программы позволяют заострить внимание учащихся на конкретных задачах дальнейшего развития микробиологической промышленности с целью увеличения производства кормового белка, средств защиты растений и др. Целесообразно предложить учащимся подготовить краткие сообщения об успехах микробиологической промышленности в нашей стране, чтобы заслушать их на следующем уроке. Можно предложить составить таблицу, в которой в сравнительном плане с эукариотами отразить строение бактерий.

Затем учитель называет сине-зеленые водоросли, которые также являются прокариотами. Учащиеся читают небольшую статью о сине-зеленых водорослях, устанавливают их сходство и различия с бактериями. В проверочной беседе школьники находят сходство в примитивном строении – отмечают отсутствие ядра. Отличие они видят в содержании хлорофилла, который находится в цитоплазме, а не в хлоропластах, как у растений. По просьбе учителя школьники раскрывают практическое значение сине-зеленых водорослей, которое, в частности, состоит в том, что они служат индикатором загрязненности водной среды.

Учитель выясняет, что учащимся известно о вирусах. Школьники говорят о том, что вирусы – возбудители многих заболеваний: гриппа, оспы, кори и др. Они высказывают свои соображения о строении и жизнедеятельности вирусов. Такая беседа подготавливает учащихся к изучению особенностей строения и жизнедеятельности вирусов. На таблице, рисунке в учебнике они рассматривают схему строения вируса и читают пояснения к ней. Школьники убеждаются в неклеточной природе вируса, в том, что он состоит из РНК и молекул белка.

Затем учитель рассказывает о способности вирусов жить и размножаться только в клетках растений, животных и человека, а бактериофагов – в клетках бактерий. После рассказа учителя школьники читают о вирусах и бактериофагах текст в учебнике, после этого раскрывают механизм проникновения фага в клетку и его размножение там.

При закреплении знаний учащиеся сравнивают строение клеток прокариот и эукариот, обосновывают использование особенностей строения прокариот в практической деятельности.

На заключительном уроке по теме обобщаются знания особенностей строения и функций органоидов клеток эукариот, устанавливаются взаимосвязи строения и функций органоидов, связи между различными органоидами, воспроизводятся основные положения клеточной теории.


Учителю биологии на заметку:

Учебно-воспитательные задачи темы Обмен веществ
Функции и сущность процессов обмена веществ
Знания о пищеварительных ферментах
Этапы энергетического обмена – гидролитическое расщепление и бескислородное окисление
Особенности обмена веществ в растительной клетке
Темновая стадия фотосинтеза. Хемосинтез
Биосинтез белков и его значение
Сборка белковой молекулы на рибосоме
Авторегуляция химических процессов в клетке
Важные задачи темы
Деление клетки – основа размножения и индивидуального развития организмов. Митоз
Методика обучения общей биологии