Структура и классификация уроков

Структура учебного процесса определяется, последовательностью этапов урока, соотношением видов учебной деятельности. Структуру урока составляют введение, формулировка темы, определение целей занятия, проверка знаний; изучение нового материала, закрепление, задание на дом. Не следует думать, что на каждом уроке обязательно должны быть все эти компоненты в указанной последовательности.

Учитель не всегда сразу называет тему, а формулирует ее в ходе объяснения. Проверка знаний иногда проводится после объяснения нового материала, а часто и в ходе его. При прохождении сложного и большого по объему материала это звено вовсе выпадает из урока. Структура урока закономерно, изменяется в зависимости от содержания и дидактических целей, от используемых методов и технических средств. Так, на обобщающем уроке выпадает звено изучения новых знаний.

В практике преподавания общей биологии используются уроки, различные по структуре, дидактическим целям, характеру познавательной деятельности учащихся. Исходя из дидактических целей, можно выделить следующие типы уроков: вводный, изучения нового материала, обобщающий, учетно-проверочный. Виды урока выделяются с учетом характера деятельности учителя и учащихся (урок-лекция, урок объяснительный, проблемный), использования технических средств (телеурок, киноурок) и т. д. Различные виды уроков используются при проведении вводного занятия, изучении нового материала, обобщении, учете знаний.

Наиболее распространенный тип урока общей биологии – урок изучения нового материала, на котором решается несколько дидактических задач (изучение нового материала, закрепление, проверка знаний), Но преобладает изучение нового материала.

В последнее время при изучении нового материала все большее распространение получает проблемный урок, который, как правило, начинается с восстановления имеющихся у школьников знаний, создания проблемной ситуации, постановки проблемы. Учитель руководит познавательной деятельностью школьников, которые выдвигают гипотезу, разрабатывают пути ее проверки, проводят опыты, наблюдения, читают текст учебника, выявляют существенные признаки процессов и объектов изучения. На завершающих этапах урока они обобщают результаты решения проблемы, выполняют задания на применение знаний по образцу и в новых ситуациях, в преобразованном виде. В проблемном плане часто проводятся вводные уроки, на которых раскрываются задачи курса, темы, раздела.

Обобщающие уроки посвящаются систематизации знаний на основе ведущих идей, теорий, формированию мировоззрения учащихся. На этих уроках по-новому осмысливаются знакомые факты, устанавливаются новые связи между понятиями, контролируются и оцениваются знания и умения, делаются мировоззренческие выводы. Выделение специальных уроков на обобщение материала одной темы или ряда взаимосвязанных тем позволяет сосредоточить внимание учащихся на основных проблемах, политехнических знаниях, приемах учебной деятельности. Осмысленное усвоение предшествующего материала создает предпосылки для активного усвоения новых понятий.

Урок обобщающего типа складывается из следующих звеньев: постановки задач, повторения основных вопросов темы, выделения ведущих идей и систематизации вокруг них фактических знаний, выявления слабо усвоенного материала и его тщательной проработки, формулировки выводов и оценки знаний учащихся. Уроки обобщающего типа необходимы для более глубокого и разностороннего рассмотрения мировоззренческих идей и политехнических понятий. На обобщающих уроках уместен просмотр подходящих кинофильмов и телепередач.

В обучении общей биологии должны проводиться и учетно-проверочные уроки, основная функция которых – итоговый контроль знаний и умений, усвоенных учащимися за продолжительный период – месяц, четверть, полугодие.

Целесообразно заранее ознакомить учащихся с постановкой вопросов, характером заданий, требованиями к знаниям и умениям. Вопросы и задания должны быть направлены на выявление творчески проработанных знаний, умений раскрывать определения, конкретизировать теоретические положения, систематизировать факты, давать обоснованные развернутые ответы. При заслушивании ответа необходимо держать в поле зрения весь класс, предлагать школьникам анализировать, оценивать ответ товарища, дополнять, исправлять ошибки.

При обучении общей биологии применяются телевизионные передачи и учебные кинофильмы, в которых раскрываются основные проблемы биологии, хорошо иллюстрируется учебный материал. Учащиеся положительно относятся к просмотру кинофильмов и телепередач, но усваивают, как правило, лишь небольшую часть содержащейся в них информации. Поэтому к восприятию содержания кинофильмов и телепередач школьников необходимо своевременно готовить – ставить вопросы, давать задания. По ходу просмотра эффективно пункт за пунктом раскрывать записанный заранее на доске план телепередачи. Просмотр кинофильмов желательно вести по фрагментам, сочетать с использованием таблиц, моделей, карточек или аннотаций. Телеуроки и киноуроки завершаются беседой для проверки понимания и запоминания школьниками основных вопросов темы.


Учителю биологии на заметку:

Лабораторные занятия в процессе обучения
Экскурсии не нужно забывать
Лекционно-семинарская форма учебной работы
Формы организации учебной деятельности школьников
Введение в преподавание отдельных тем
Курс эволюционного учения
Становление систематики. Труды К. Линнея
Эволюционные учения до-дарвиновского периода
Учение Ламарка
Учебно-воспитательные задачи Дарвинизма
Теория эволюции Ч. Дарвина и ее оценка классиками материализма
Методика обучения общей биологии