Теория эволюции Ч. Дарвина и ее оценка классиками материализма

Изучение темы начинается с раскрытия в общей форме теории эволюции Ч. Дарвина как целостного учения. Дедуктивное введение теории эволюции позволяет на последующих уроках при изучении каждого фактора эволюции в отдельности рассматривать его как составной компонент целостного учения.

Целесообразно на первом уроке по дарвинизму использовать метод лекции, которая должна носить описательно-объяснительный характер, содержать элементы проблемности. Прежде чем начать знакомство школьников с основными положениями учения Дарвина, необходимо кратко осветить вклад К. Линнея, Ж. Б. Ламарка и русских ученых в развитие учения о виде и эволюции, сообщить о создании Ч. Дарвином такой теории эволюции, которая свыше ста лет остается единственно правильной и лишь подтверждается и углубляется данными цитологии, генетики, экологии.

Подобное введение в тему позволяет поставить вопрос: что способствовало созданию Дарвином глубоко научной теории эволюции спустя всего 50 лет после появления умозрительного учения Ламарка? Этот вопрос подготавливает учащихся к восприятию информации о предпосылках дарвинизма, которая имеет ознакомительный характер (не проверяется ее усвоение и не задается на дом). Нецелесообразно перегружать учащихся заданиями – подготовить сообщения об успехах в различных областях естественных наук, о развитии капитализма в Англии впервой половине XIX в., о кругосветном путешествии и других биографических сведениях Дарвина. Все эти вопросы учитель кратко излагает в лекции, чтобы помочь учащимся логически связать додарвиновский период с эпохой дарвинизма, осознать почву, которая взрастила гениального ученого, способного к глубокому анализу фактов и широким обобщениям.

Основное содержание урока составляет учение Дарвина, анализ его положений, оценка теории эволюции, распространение идей дарвинизма в России, их влияние на развитие отечественной науки.

Теорию эволюции Дарвина, ее основные положения учитель освещает в сопоставлении с учением Ламарка, подчеркивает полноту теории, связь между ее положениями. Нет необходимости подробно останавливаться на анализе каждого фактора эволюции, их роли в изменении живой природы, важно дать краткую характеристику наследственности, изменчивости, борьбы за существование и естественного отбора и подчеркнуть, что только совместное проявление всех факторов обусловливает историческое развитие органического мира.

Учитель называет основные труды Дарвина, если имеется возможность, показывает книгу «Происхождение видов ...», в которой изложена теория эволюции. Учащиеся положительно воспринимают обращение к подлинникам, поэтому желательно зачитать цитату из данной книги, в которой хорошо отражена сущность учения Дарвина: «Любопытно созерцать густо заросший берег, покрытый многочисленными разнообразными растениями, птиц, поющих в кустах, насекомых, порхающих вокруг, червей, ползающих в сырой земле, и думать, что все эти прекрасно построенные формы, столь отличающиеся одна от другой и так сложно одна от другой зависящие, были созданы благодаря законам, еще и теперь действующим вокруг нас. Эти законы в самом широком смысле – Рост и Воспроизведение, Наследственность, почти необходимо вытекающая из воспроизведения, Изменчивость..., зависящая от действия жизненных условий... Прогрессия размножения столь высокая, что она ведет к Борьбе за жизнь и ее последствию – Естественному отбору, влекущему за собой Расхождение признаков и Вымирание менее совершенных форм. Таким образом, из войны природы, из голода и смерти непосредственно вытекает самый высокий результат, какой ум в состоянии себе представить, – образование высших животных... Из такого простого начала возникло и продолжает возникать бесконечное число самых прекрасных и самых изумительных форм».

Учитель выписывает на доске термины, выделенные Дарвином, и подчеркивает ведущее значение в эволюции воспроизведения, прогрессии размножения, наследственности, изменчивости, борьбы за жизнь, естественного отбора, расхождения признаков, вымирания менее совершенных форм.


Учителю биологии на заметку:

Выводы теории Дарвина
Биологический вид – основа эволюционного процесса
Популяция – элементарная структура вида
Популяция и целостность вида
Наследственность и изменчивость – факторы эволюции видов
Вопросы о наследственности и изменчивости
Искусственный отбор – ведущий фактор создания новых сортов и пород
Борьба за существование и ее значение для эволюции
Внутривидовая борьба
Естественный отбор – ведущий, направляющий фактор эволюции
Приспособленность организмов – результат эволюции
Методика обучения общей биологии