Трудовое воспитание

Программа ориентирует на воспитание сознательных и образованных людей, способных к физическому и умственному труду, к активной деятельности в различных областях народного хозяйства, науки и культуры. Обучение и воспитание в школе находится в тесной связи с жизнью, с практикой строительства.

В «Основных направлениях реформы общеобразовательной и профессиональной школы» указывается на необходимость коренного улучшения постановки трудового воспитания, обучения и профессиональной ориентации в общеобразовательной школе, усиления политехнической направленности содержания образования, раскрытия технологического применения законов биологии.

Школьная реформа ставит целью воспитывать людей так, чтобы труд стал первейшей жизненной потребностью. Центральная задача работы учителя – воспитание сознательного, отношения к труду. Превращение разнообразных видов и форм труда в один из решающих факторов учебно-воспитательного процесса школы знаменует собой высшую степень в развитии творческой активности и самостоятельности учащихся. Трудовое воспитание позволяет реализовать принцип связи теории и практики, обеспечивает единство действий, морального сознания, этического чувства, формирует сознательное отношение к труду, дисциплину, бережное отношение к средствам и орудиям труда, сотрудничество с товарищами.

Изучение биологических закономерностей должно быть направлено на понимание школьниками научных основ труда как взаимодействия человека с природой. Ведущее место в процессе трудового воспитания занимает задача привития отношения к труду на благо общества, понимание того, что через труд развиваются не только физические данные, но и умственные способности человека.

В процессе обучения общей биологии необходимо систематически готовить к труду учащихся, способных после окончания школы включиться в трудовую деятельность. Решению этих задач способствует раскрытие научных основ сельскохозяйственного производства, микробиологической промышленности, охраны окружающей среды, здравоохранения и др. Так, при изучении теории эволюции, раскрытии путей ее применения в практике сельского хозяйства важно ознакомить учащихся с различными отраслями сельского хозяйства, видами сельхозтруда. При ознакомлении школьников с искусственным отбором, законами наследования, задачами и методами селекции учитель имеет возможность широко раскрыть профессию селекционера, пригласить селекционера на урок, чтобы он рассказал о сложной и интересной работе. Еще большее представление о сельскохозяйственных профессиях, работе селекционера, агронома, зоотехника получают учащиеся во время экскурсии на сельскохозяйственное производство, племенное хозяйство, селекционную станцию. Учащиеся знакомятся при этом с различными видами труда и той техникой, которая используется в сельскохозяйственном производстве, с отношением к труду передовиков производства.


Учителю биологии на заметку:

Общественно полезный труд
Экономическое воспитание
Экологическое воспитание
Гигиеническое воспитание
Развитие учащихся в процессе обучения
Формирование интеллектуальных умений
Система общебиологических понятий
Грамотная работа с учебниками
Мыслительная деятельность при работе со схемами и рисунками
Различные методы обучения
Общедидактические методы
Методика обучения общей биологии