Учебно-воспитательные задачи Дарвинизма

Центральное место в курсе общей биологии отводится учению Ч. Дарвина об эволюции органического мира, трем основным проблемам дарвинизма: факторам (движущим силам), путям и направлениям, результатам эволюции. Эти ведущие проблемы дарвинизма составляют основу содержания курса, пронизывают красной нитью все темы, используются для объяснения биологических явлений, поэтому тема имеет огромное значение для решения учебно-воспитательных задач.

В определении учебно-воспитательных задач следует исходить из требований к знаниями и умениям, изложенным в программе.

В процессе изучения темы необходимо решить следующую образовательную задачу – добиться усвоения учащимися знаний учения Ч. Дарвина об эволюции: движущих сил (наследственность, изменчивость, борьба за существование, естественный отбор. Рулье, как и Ламарк, ошибочно полагал, что среда адекватно изменяет организмы, однако он не придерживался концепции о стремлении организмов к совершенствованию, а единственной движущей силой эволюции считал изменение условий среды.

К. Ф. Рулье излагал свои идеи в лекциях, которые читал студентам и публике. Благодаря этим выступлениям общественность России была подготовлена к восприятию учения Ч. Дарвина об эволюции органического мира.

При проверке и закреплении знаний учитель уделяет внимание таким вопросам:

1. Какие знания вида послужили основой для возникновения эволюционных гипотез?

2. Каковы основные проблемы эволюционного учения?

3. Как представлял себе Ламарк движущие силы эволюции? В чем прогрессивное значение и несостоятельность его взглядов? (их взаимосвязанное действие);

Упомянуть важность результатов эволюции (возникновение приспособлений и видообразование); специфики микро- и макроэволюции; вида и популяции, сорта и породы.

Важно также решить развивающие задачи: обеспечить формирование умений, использовать знания теории эволюции для объяснения процесса возникновения приспособлений, образования видов, обоснования причин создания новых форм, эффективности способов борьбы с болезнями и вредителями культурных растений, мероприятий по охране природы. Необходимо сформировать умения различать компоненты движущих сил эволюции, объяснять взаимосвязь между ними, устанавливать причинно-следственные связи между движущими силами и результатами эволюции, сравнивать виды, искусственный и естественный отбор. Следует продолжить формирование умений наблюдать растения и животных, выявлять у них изменения, черты приспособленности к среде обитания.

Тема имеет большие возможности для решения задач воспитания: формирования диалектико-материалистического мировоззрения, антирелигиозных взглядов на явление приспособленности, видообразования, на эволюцию живой природы; для экологического воспитания учащихся, привития им убеждения в необходимости охраны популяций и видов.

Ориентация в учебном процессе на решение указанных задач позволяет сосредоточить внимание на основном содержании, направить усилия на усвоение школьниками главных вопросов темы, на овладение умениями и формирование научных взглядов.

Для изучения темы можно использовать как лекционно-семинарскую, так и классно-урочную формы обучения. При лекционно-семинарской форме целесообразно прочитать вводную лекцию, посвященную анализу учения Дарвина и его оценке классиками. Затем проводятся уроки, на которых организуется работа учащихся с натуральными объектами для изучения вида, популяций, изменчивости, наследственности, борьбы за существование, форм отбора, приспособленности. При этом формируются практические и интеллектуальные умения школьников. Лекционно освещаются вопросы видообразования, микро- и макроэволюции, систематики. Завершается тема семинарским занятием, на котором обобщаются, а также проверяются знания и умения учащихся по теме.

Для успешного решения всех учебно-воспитательных задач темы необходимо применять наглядность: поместить в кабинете портрет Ч. Дарвина, карту с маршрутом корабля «Бигль», использовать таблицы по дарвинизму, чучела животных, комнатные растения, гербарные материалы и коллекции. Желательно изготовить макеты опытов по изучению естественного отбора, иллюстрации промышленного меланизма, приспособленности организмов, подобрать виды одного рода. Следует отобрать книги Ч. Дарвина и русских ученых по дарвинизму, подготовить стенд по охране популяций и видов и др.


Учителю биологии на заметку:

Теория эволюции Ч. Дарвина и ее оценка классиками материализма
Выводы теории Дарвина
Биологический вид – основа эволюционного процесса
Популяция – элементарная структура вида
Популяция и целостность вида
Наследственность и изменчивость – факторы эволюции видов
Вопросы о наследственности и изменчивости
Искусственный отбор – ведущий фактор создания новых сортов и пород
Борьба за существование и ее значение для эволюции
Внутривидовая борьба
Естественный отбор – ведущий, направляющий фактор эволюции
Методика обучения общей биологии