Учебные задачи темы

Формирование знаний эволюции органического мира, ее путей и направлений, эволюции вида и видообразования продолжается при изучении вопросов происхождения человека. Тема позволяет установить связь с курсами истории и обществоведения, содержит обширный материал для формирования диалектико-материалистического мировоззрения и атеистических убеждений учащихся.

Перед учителем стоят следующие образовательные задачи: обеспечить учащихся прочными знаниями доказательств происхождения человека от животных; движущих сил эволюции человека, их отличий от факторов эволюции растений и животных; основных этапов антропогенеза; биологических основ деления человечества на расы. Необходимо решить воспитательные задачи мировоззренческого плана: привить учащимся убеждения, что человек – существо биосоциальное, сформировать материалистические взгляды на происхождение человека от животных, выработать умение критиковать расизм и социальный дарвинизм, опровергать религиозные взгляды на происхождение человека. Особое внимание следует уделить формированию умений доказывать происхождение человека от животных и биологическое равенство рас, проводить сравнение человека и животных и делать вывод о биосоциальной сущности человека, сравнивать далеких его предков и находить доказательства эволюции людей по пути формирования Homo sapiens использовать учение о движущих силах антропогенеза для объяснения процесса становления человека.

Для изучения темы можно использовать лекционно-семинарскую форму. Сначала нужно провести семинар для изучения доказательств происхождения человека от животных, затем прочитать лекцию по антропогенезу и трудовой теории Ф. Новельса. На двух последующих семинарах необходимо изучить этапы антропогенеза, дать критику расизма и социального дарвинизма. Завершить тему следует экскурсией в антропологический или краеведческий музей и написанием отчетов по ней.

Учащиеся, заранее разделившиеся на группы по 2–4 человека, получают примерно такие задания: 1. Какие доказательства происхождения человека от животных представлены в музее? 2. Сравните морфофизиологические особенности и образ жизни (по вариантам): а) питекантропов и кроманьонцев; б) неандертальцев и современных людей; в) неандертальцев и современных человекообразных обезьян; г) синантропов и неандертальцев; д) Homo sapiens и питекантропов; е) неандертальцев и кроманьонцев и т. д. 3. Составьте списки находок ископаемых гоминид и укажите научное значение исследований (по вариантам): а) австралопитеков и Homo sapiens; б) питекантропов и синантропов; в) неандертальцев; г) кроманьонцев.

После обзорной лекции экскурсовода школьники должны получить возможность вторично рассмотреть нужные им экспонаты, чтобы дополнить материал для написания отчетов.

При проверке знаний в процессе изучения темы учитель должен направлять внимание на выяснение способности школьников применять знания методов изучения, факторов и направлений эволюции к анализу эволюционного значения и места в системе того или иного ископаемого примата. Школьники должны уметь характеризовать пути эволюции приматов, роль социальных и биологических факторов на разных этапах антропогенеза, целостность и структуру вида Homo sapiens, выделять биологическое и социальное у современного человека, доказывать несостоятельность гипотез расизма.

По вопросам происхождения и эволюции человека имеется много популярной литературы, которую можно рекомендовать школьникам для внеклассного чтения, обратив внимание на следующее: 1. История развития взглядов на происхождение человека. 2. Жизнь общественных животных. 3. Сложные формы поведения животных и проблема возникновения разума. 4. Находки ископаемых гоминид и их роль в изучении эволюции человека. 5. Жизнь и труд первобытных людей.

Классно-урочная система изучения темы описана ниже. Целесообразно провести экскурсию и четыре урока. Рекомендации по экскурсии те же, что и для лекционно-семинарской формы обучения.


Учителю биологии на заметку:

Доказательства происхождения человека от животных
Движущие силы антропогенеза
Человеческое общество и сообщество животных
Направления эволюции человека
Питекантроп и австралопитек
Кроманьонец – современный человек
Человеческие расы. Критика расизма и социального дарвинизма
Химическая организация клетки
Химический состав клетки. Неорганические вещества
Роль воды в клетке
Органические вещества клетки. Белки и аминокислоты
Методика обучения общей биологии