Учение Ламарка

Заслуга Ламарка в том, что он высказал идею о постепенном усложнении видов, о прогрессивном направлении эволюции. Исходя из этого положения, Ламарк усовершенствовал систему животного мира на основе принципа родства между организмами, расположив систематические группы в восходящем порядке в виде лестницы, на первой ступени которой он поместил простейшие существа, а на шестой, последней – наиболее сложные. Ступенчатый характер усложнения организации живых существ Ламарк назвал градацией.

Учитель предлагает школьникам самостоятельно объяснить причины градации, а затем сообщает, что в этом процессе Ламарк стоял на идеалистических позициях, усматривая градацию в предустановленном богом стремлении организмов к совершенствованию.

Целесообразно поставить вопрос: как Ламарк объяснял одновременное существование высших и низших организмов? Ведь по его гипотезе все низшие формы со временем должны усложниться, занять более высокие ступеньки в системе.

Учитель поясняет, что ошибочное объяснение причин градации повлекло за собой неверное истолкование одновременного существования высших и низших организмов. По мнению Ламарка, простейшие организмы – потомки форм, которые возникли путем самозарождения и еще не успели усложниться, а наиболее сложные формы прошли длительный путь развития.

Преподаватель предлагает учащимся высказать свои предположения о причинах многообразия и приспособленности видов к среде обитания.

Под руководством учителя школьники приходят к выводу о градациях в пределах каждого класса. Однако это объяснение вступает в противоречие с реально наблюдаемыми в природе фактами отклонения от градации. В ходе беседы раскрывается точка зрения Ламарка об отклонениях от градации, о ее нарушениях внутри класса в результате адекватных изменений, которые возникают у организмов под влиянием внешних условий.

Итак, Ламарк полагал, что существует лишь одна материальная движущая сила эволюции – влияние внешней среды на организмы.

Ученый приписывал особям свойства приспособительной изменчивости под действием среды и наследования приобретенных таким образом признаков, т. е. фактически отождествлял изменения и приспособления. Чтобы выяснить причины отождествления изменений и приспособлений Ламарком, необходимо рассмотреть его взгляды на проблему вида.

На первых этапах своей научной деятельности Ламарк не сомневался в реальности вида. В этом его убеждали факты обособленности видов и существования между ними разрывов. Однако ко времени оформления эволюционных идей в гипотезу он приходит к противоположному выводу о том, что виды – абстракция, удобная для номенклатуры и классификации организмов, что в природе существуют только особи. На основе работы Ламарка возникла альтернатива: или неизменные виды, или развитие без видов. Учащиеся делают вывод, что убеждение в нереальности видов привело Ламарка к отождествлению свойств видов и организмов, в том числе приспособленности первых и изменчивости вторых.

Ознакомление с учением Ламарка завершается беседой, в процессе которой отмечается значение идей Ламарка об изменчивости видов, их возникновении естественным путем, о роли внешней среды в изменении органических форм. Однако позднее развитие биологии затормозили ошибочные представления ученого: отрицание реальности видов; отождествление изменений и приспособлений; вера в самозарождение, наследование приобретенных признаков, во внутренние цели и влечения организмов.

Затем необходимо показать, что в России в додарвиновский период высказывались эволюционные идеи, свободные от признания нематериальных факторов развития органического мира. Особого внимания заслуживают взгляды К. Ф. Рулье. Сообщение о нем может сделать ученик. Он отмечает, что К. Ф. Рулье относится к плеяде прогрессивных ученых, сторонников и талантливых пропагандистов идеи исторического развития органического мира.

Внимание класса обращается на то, что творческая деятельность Рулье протекала в 40–50-х годах XIX в., после смерти Ламарка, когда ученые все еще считали своими основными задачами – называть, классифицировать и описывать, за что Рулье осуждал ученых. Он подверг критике взгляды о неизменности видов. Недостатком зоологии он считал увлечение систематикой, которая основывалась на описании внешних признаков животных по музейным экземплярам, без изучения биологии живых объектов.

Для обоснования факта эволюции органического мира К. Ф. Рулье использовал сведения из палеонтологии, сравнительной анатомии и эмбриологии. Он мечтал о создании общей картины развития живой природы.

На сайте Зуб ру: лучшая стоматология на Красных воротах.


Учителю биологии на заметку:

Учебно-воспитательные задачи Дарвинизма
Теория эволюции Ч. Дарвина и ее оценка классиками материализма
Выводы теории Дарвина
Биологический вид – основа эволюционного процесса
Популяция – элементарная структура вида
Популяция и целостность вида
Наследственность и изменчивость – факторы эволюции видов
Вопросы о наследственности и изменчивости
Искусственный отбор – ведущий фактор создания новых сортов и пород
Борьба за существование и ее значение для эволюции
Внутривидовая борьба
Методика обучения общей биологии