Углеводы внутри клетки

Учитель обобщает изложенные школьниками сведения и делает вывод о большом разнообразии углеводов. Он демонстрирует структурную формулу глюкозы для создания у школьников образного представления об углеводах, просит назвать элементарный состав этого вещества, подсчитать число атомов углерода, водорода и кислорода и записать в виде простой формулы, сравнить с формулой молекулы воды и найти сходство. Так учитель разъясняет понятие «углеводы».

Демонстрация таблеток глюкозы, кусочков сахара, крахмала позволяет ввести понятие «моно- и полисахариды» и предложить школьникам сравнить схему молекулы полисахаридов с молекулой белка. Учащиеся приходят к выводу, что полисахариды тоже полимеры, но они имеют более простое строение, чем молекулы белка, так как состоят из одинаковых мономерных звеньев. На этой основе учитель вводит определение периодических биополимеров.

Из жизненной практики школьники знают глюкозу, сахар и крахмал, поэтому учитель предлагает охарактеризовать их свойства и установить их зависимость от особенностей строения молекул этих веществ. Учащиеся отмечают, что глюкоза и сахар сладкие, растворяются в воде, а крахмал не сладкий и не растворяется в воде. Учитель сообщает, что глюкоза представляет собой мономер, сахароза состоит из двух мономерных звеньев, а крахмал – из большого числа звеньев. Школьники делают вывод о взаимосвязи строения и функций вещества, отмечают, что по мере увеличения числа мономерных звеньев в молекуле уменьшается растворимость в воде и исчезает сладкий вкус. Важно использовать эту закономерность для иллюстрации проявления общего закона природы – перехода количественных изменений в качественные, показать приложимость его и к явлениям живой природы.

Учитель предлагает школьникам раскрыть роль углеводов в клетке и организме. Они могут отметить участие углеводов в образовании клеточных структур – оболочки клеток растений. Учитель подробно останавливается на роли углеводов как источников энергии. Учащиеся вспоминают, что все процессы жизнедеятельности осуществляются с использованием энергии, источником которой являются органические вещества. В связи с этим подчеркивается огромная роль фотосинтеза, в результате которого образуются углеводы, представляющие собой источник энергии для всех организмов.


Учителю биологии на заметку:

Роль жиров в жизни клетки
ДНК – дезоксирибонуклеиновая кислота
Обобщение знаний химических компонентов клетки
Строение и функции клетки
Клеточная теория
Строение и функции клеточной оболочки
Цитоплазма и ее органоиды, их функции в клетке
Митохондрии и пластиды
Комплекс Гольджи и другие структуры цитоплазмы
Ядро, его строение и функции
Строение и функции клеток прокариот. Неклеточные формы жизни
Методика обучения общей биологии