Урок – основная форма организации обучения

На уроке учитель систематически решает все учебно-воспитательные задачи, готовит школьников к проведению фенологических наблюдений, к экскурсиям, внеклассным и внеурочным занятиям, выполнению домашних заданий. На уроке учащиеся подводят итоги выполненной работы, в органической связи с изучаемым материалом привлекают полученные вне урока знания. Ведущая роль урока в решении учебно-воспитательных задач требует рационального использования времени, высокой эффективности всех его звеньев. На уроке у школьников воспитываются убежденность, патриотизм, пролетарский интернационализм, реализуются основные принципы обучения – научность, доступность, связь теории с практикой.

Урок – звено в системе занятий, тесно связанное с другими формами в организационном, логическом и психологическом отношении. Только преемственные связи между уроками могут обеспечить успешное формирование биологических понятий. Слабые связи между уроками приводят к тому, что учащиеся, называя, например, основные компоненты движущих сил эволюции, не раскрывают механизм их действия, зная определения основных направлений эволюции, не могут оперировать ими для объяснения истории развития органического мира, называя законы наследования, не выявляют их молекулярно-цитологические основы.

Эффективность урока зависит от умения выделить основное содержание, определить вспомогательный материал, наметить умения, формирование которых должно осуществляться на уроке. Строгий отбор содержания учебного материала, выделение главного и второстепенного, сосредоточение внимания на понимании и запоминании учащимися основных вопросов курса будут способствовать нормализации учебной нагрузки.

Решению задачи усвоения учащимися отобранной системы знаний и овладения умениями следует подчинить все этапы урока: проверку знаний и умений, их упражнение и закрепление.

На усвоение основных вопросов, изучаемых на уроке, формирование умений направлено и домашнее задание, содержание которого раскрывается по ходу урока, даются пояснения к его выполнению, рекомендации по работе с текстом, рисунками учебника, по составлению схем, заполнению таблиц и др.

Успех урока во многом зависит от того, насколько удачно выбраны методы и методические приемы обучения, определен характер познавательной деятельности учащихся (репродуктивный или творческий), а также продуманы возможности включения школьников в самостоятельный поиск знаний с учетом их индивидуальных способностей и интересов. Усвоение новых знаний, их закрепление и проверка должны способствовать овладению школьниками разнообразными формами логического мышления: анализом, синтезом, сравнением, классификацией, установлением связей и причинных зависимостей, осуществлением перехода от восприятия конкретных явлений к раскрытию их сущности и наоборот. Для этой цели разрабатываются задания, которые помогают учащимся провести анализ объектов (органоидов клетки, видов одного рода, процессов фотосинтеза, клеточного метаболизма, деления клетки), сравнить фотосинтез с дыханием, митоз с мейозом, ДНК с РНК, нуклеиновые кислоты с углеводами, классифицировать виды изменчивости, группы организмов по способу питания.

Урок – основная форма реализации внутри- и межпредметных связей. На каждом уроке важно привлекать знания, усвоенные в предшествующие годы обучения биологии и другим предметам, использовать их для развития и уяснения сущности общебиологических понятий.

Эффективность урока достигается рациональным использованием учебного времени. При подготовке к уроку необходимо запланировать время на использование различных методов, на самостоятельную работу учащихся с натуральными объектами, изобразительными пособиями, на заполнение схем, таблиц, не допуская при этом перегрузки школьников. Важно правильно определить место и формы проверки знаний, добиться ее органического сочетания с изучением и закреплением нового материала – основным звеном урока.

Самая актуальная информация ак-511 на сайте.


Учителю биологии на заметку:

Структура и классификация уроков
Лабораторные занятия в процессе обучения
Экскурсии не нужно забывать
Лекционно-семинарская форма учебной работы
Формы организации учебной деятельности школьников
Введение в преподавание отдельных тем
Курс эволюционного учения
Становление систематики. Труды К. Линнея
Эволюционные учения до-дарвиновского периода
Учение Ламарка
Учебно-воспитательные задачи Дарвинизма
Методика обучения общей биологии