Успехи селекции животных. Селекция микроорганизмов

На данном уроке знания методов селекции животных конкретизируются, закрепляются при анализе работы по созданию белой степной украинской породы свиней, получению межвидовых гибридов, о которых идет речь в учебнике, по восстановлению численности зубра. Учащиеся узнают об особенностях методов селекции микроорганизмов, их значении для повышения продуктивности микробиологического производства белков, витаминов, средств защиты растений и т. д.

Для изучения методов выведения белой украинской породы свиней можно предложить учащимся прочитать в статью «Породы, полученные на основе межпородного скрещивания», а затем обсудить этапы работы и используемые методы, сравнить признаки исходных форм и выведенной породы. Можно также использовать иной путь изучения материала. Учитель сообщает о талантливом селекционере М. Ф. Иванове, который вывел названную породу. Затем он выписывает на доске этапы работы над созданием породы и обсуждает со школьниками каждый этап. При рассмотрении этапов подбора исходных форм учитель подчеркивает, что М. Ф. Иванов исходил из учета биологической и хозяйственной ценности признаков, подбирал для скрещивания географически отдаленные формы (из Англии и Украины), в качестве материнской формы использовал местную породу, чтобы обеспечить формирование признаков устойчивости к неблагоприятным условиям у потомства.

Учитель просит раскрыть особенности генотипа первого гибридного поколения, объяснить преобладание признаков матери. Школьники говорят о гетерозиготности генотипа и доминировании признаков матери у потомства. Учащиеся должны активно участвовать в рассуждениях о выведении породы и предлагать способы усиления признаков продуктивности породы, которые присущи отцовской форме. Так школьники приходят к выводу о необходимости скрещивания гибридного потомства с хряком английской породы для насыщения генотипа гибрида генами английской породы.

Затем учитель указывает, что на следующем этапе работы проводилось близкородственное скрещивание между гибридами. Он просит объяснить его значение. Школьники легко устанавливают цель этого этапа – получение чистых линий, гомозиготных по большинству генов. Они могут сами определить и следующий этап работы – межлинейное скрещивание. Учитель отмечает, что в результате скрещивания между собой разных линий свиней и строгого отбора была выведена белая степная украинская порода свиней.

Затем внимание школьников привлекается к использованию метода отдаленной гибридизации для получения высокопродуктивных гибридов, устойчивых к неблагоприятным факторам, выносливых. Учитель спрашивает мнение учащихся о плодовитости гибрядов. Школьники вспоминают о бесплодии межвидовых гибридов растений вследствие нарушения у них мейоза и указывают на бесплодие, подобных гибридов у животных. Становится понятным важность задачи селекции – преодоление бесплодия. В то же время учитель указывает на огромное хозяйственное значение подобных гибридов и целесообразность их получения: мулов, гибридов яков с крупным рогатым скотом, тонкорунных овец с горным архаром. В последнем случае создана новая порода, которая пасется на высокогорных пастбищах, использует малопригодные для хозяйства земли.

Учитель-раскрывает еще одно направление селекции животных, которое осуществляется в заповедниках и питомниках по сохранению видов антилоп, зубров, дикой лошади и др. Таким путем удается восстановить численность и повысить жизнеспособность вымирающих видов. Учитель рассказывает о скрещивании зубров с бизонами, о перемещении зубров из одного заповедника в другой для обогащения генотипа новыми генами. Важно сообщить, что в последние годы в хозяйствах ведутся большие селекционные работы по выведению пород лисиц, песцов и других видов, а также по созданию новых ценных пород рыб, в частности получен гибрид белуги со стерлядью – бестер – скороспелая, плодовитая, выносливая форма.

В заключение учитель раскрывает проблему селекции микроорганизмов. Он просит учащихся рассказать, зачем человеку нужно выращивать микроорганизмы и создавать высокопродуктивные штаммы.

Наиболее интересующиеся биологией школьники знают, что в последние годы у нас возникла новая отрасль промышленности – микробиологическая, которая использует одноклеточные грибы, бактерии для производства сложных органических веществ: кормовых белков, ферментов, антибиотиков, средств защиты растений. Учитель отмечает, что в постановлениях правительства намечены задачи дальнейшего увеличения производства органических веществ микробиологической промышленностью.

Методы селекции микроорганизмов следует рассматривать с учетом их биологических особенностей. В процессе беседы выявляются такие особенности микроорганизмов, как высокая скорость размножения, следовательно, большая частота появления мутаций, неоднородность штамма и эффективность отбора. Так учащиеся узнают об основных методах селекции микроорганизмов: мутагенезе и отборе, с помощью которых созданы высокопродуктивные штаммы микроорганизмов, осуществляющих синтез антибиотиков, многих видов белка, аминокислот, ферментов, средств защиты растений и др.

Сравнение продуктивности микроорганизмов с продуктивностью растений и животных убеждает учащихся в том, насколько перспективна эта новая отрасль производства, которая требует хорошо подготовленных кадров и которая может быть интересной сферой приложения сил учащихся после окончания школы.

По данной теме необходимо провести экскурсию в селекционный научно-исследовательский центр, племенное хозяйство, на сельскохозяйственную выставку. Нет необходимости выделять специальные уроки на раскрытие успехов селекции растений и животных. Этот вопрос нужно рассмотреть на экскурсии. Важно ее посвятить обобщению знаний по селекции (методы селекции, ее генетические основы, конкретные примеры создания новых сортов растений или пород животных, используемые при этом методы, сравнение исходных форм с выведенными, успехи селекции и перспективы ее дальнейшего развития).

Если нужна поилка для собаки, посетите сайт zoo.com.ua.


Учителю биологии на заметку:

Взаимоотношения организма и среды
Задачи темы Основы экологии
Задачи экологии. Экологические факторы
Интенсивность экологических факторов
Абиотические факторы
Значение температуры в жизни животных и растений
Сезонные изменения в природе и приспособление к ним организмов
Причины биологических ритмов
Экологические системы
Саморегуляция в биогеоценозе
Методика обучения общей биологии