Важные задачи темы

Знания учащимися эволюционного учения, молекулярно-цитологической организации живой природы подготавливают базу для познания сущности размножения и индивидуального развития организмов, реализации наследственной информации в процессе формирования из одной или нескольких клеток организма как целостной биологической системы.

Из всех форм размножения наибольшее значение для эволюции имеет половое, в процессе которого совершается перекомбинация генетического материала. Понять биологическую сущность полового размножения, мейоза и оплодотворения можно только после изучения химического состава, строения и функций клетки. В свою очередь изучение законов наследственности должно опираться на знания вопросов размножения организмов. Эти факторы и определили место данной темы в курсе. Тема позволяет углубить и расширить знания клетки как структурной и функциональной единицы, лежащей в основе размножения организмов.

В процессе изучения темы важно решить образовательные задачи: добиться усвоения учащимися знаний интерфазы и деления клетки, его биологической сущности, мейоза и оплодотворения, обеспечивающих постоянство числа и формы хромосом у особей вида в поколениях, основных стадий развития зародыша и послезародышевого развития.

Тема содержит большие возможности для развития у учащихся умений выявлять основные этапы онтогенеза, фазы митоза и мейоза; сравнивать разные типы деления клетки, этапы онтогенеза у разных видов; раскрывать причины постоянства числа и формы хромосом в поколениях и клетках организма; использовать знания онтогенеза, размножения для принятия мер по охране природы, выращиванию растений и животных. При изучении темы решаются также воспитательные задачи, формируются убеждения в материальном единстве органического мира, в познаваемости живой природы, в материальном характере факторов изменения, развития организмов в процессе онтогенеза. Осуществляется экологическое и гигиеническое воспитание учащихся – использование знаний для обоснования мероприятий по охране природы, вредного воздействия алкоголя и никотина на развитие организма.

На изучение темы в программе отводится семь часов, шесть из которых надо посвятить изучению нового материала, а седьмой – обобщению знаний, показу путей их применения в народном хозяйстве, охране природы, здравоохранении. В некоторых классах на изучение деления клетки приходится выделять два урока, так как содержание вопроса носит описательный характер, имеет много новых терминов. Кроме того, усвоение знаний митоза служит предпосылкой для понимания биологической сущности мейоза. В этом случае специальный урок на обобщение знаний не выделяется.


Учителю биологии на заметку:

Деление клетки – основа размножения и индивидуального развития организмов. Митоз
Митоз и мейоз
Спирализация хромосом
Формы размножения организмов. Развитие половых клеток
Мейоз как он есть
Составляем схему мейоза
Оплодотворение
Индивидуальное развитие организмов – онтогенез
Дифференцировка и специализация клеток
Послезародышевое развитие организма. Обобщение знаний по теме
Задачи темы молекулярной биологии
Методика обучения общей биологии