Видообразование – результат эволюции

Изучение видообразования направлено на усвоение школьниками знаний результата эволюции и на формирование умения давать материалистическое объяснение образования видов. На изучение видообразования можно выделить два урока: на первом рассмотреть понятие микроэволюции, объяснение видообразования Дарвином и географический способ образования видов; на втором объяснить экологическое образование видов и обобщить знания учащихся.

В процессе изучения данной темы лучше всего использовать метод беседы с элементами поиска. Вначале учитель восстанавливает знания механизма возникновения приспособлений. Учитель поясняет, что формирование приспособлений ведет к совершенствованию видов, однако этот процесс не всегда завершается видообразованием. Он показывает школьникам различные пути образования видов. Можно представить себе, что небольшой изолированный остров заселила популяция, с течением времени при изменении среды обитания, под действием отбора у особей будут возникать все новые и новые приспособления. Однако незначительная территория и однородность экологических факторов не создадут предпосылок для обособления части популяций, все особи будут непрерывно скрещиваться, и мутации будут распространяться среди всей популяции. Таким путем через ряд поколений благодаря мутациям и отбору вид а превратится в новый вид Ь, а затем в с, потом в й. Явления другого характера могут произойти, если популяции того же вида а заселят несколько островов какого-либо архипелага. На одном из островов этот вид может сохраниться без значительных изменений в течение всего рассматриваемого времени. На другом острове в результате мутации и действия отбора вид а подвергнется изменениям и превратится в вид; й, который заселит новый остров, где вид й будет сосуществовать в течение какого-то времени с родственным видом-предком а и затем полностью вытеснит его и т. д.

Школьники должны понять, что ключевой момент видообразования – возникновение изоляции между видами.

Учитель привлекает внимание учащихся к вопросу о возможных механизмах видообразования, связанных с различным характером изоляции (первичное действие географических преград или вторичное возникновение биологической изоляции при экологическом видообразовании). В качестве примера географического видообразования можно рассмотреть образование вида лиственницы даурской. Сначала учитель знакомит школьников с географическим видообразованием в обобщенной форме. По ходу объяснения он вычерчивает на доске схему, на которой отображает последовательность событий, а школьники записывают ее в свои тетради.

Далее учитель предлагает школьникам прочитать в учебнике на с. 47 второй и третий абзацы текста и, пользуясь схемой, описать процесс возникновения лиственницы даурской. Учащиеся отмечают увеличение численности лиственницы сибирской и расширение ее ареала от Урала до Байкала. Популяции лиственницы сибирской оказались разобщенными, у особей возникали мутации, в результате скрещивания они комбинировались, а в результате отбора сохранялись и оставляли потомство особи, способные выжить в более суровых условиях. Так в течение многих тысяч лет сформировался новый вид лиственницы – даурской, который оказался биологически изолированным от лиственницы сибирской, утратил способность скрещиваться с ней.

Аналогичным образом, т. е. с использованием схемы, для закрепления могут быть рассмотрены процессы географического видообразования зайцев (русак и беляк), лисиц (обыкновенной и корсак), ландышей. Следует предупредить учащихся, что неизвестно во всех деталях, как шел процесс образования того или иного вида, но вполне возможно, что рассмотренная схема в общих чертах отражает этот процесс. Ученые считают, что в настоящее время идет процесс образования новых видов ландыша путем обособления географических рас: закавказской (наиболее крупная), европейской, дальневосточной и др. Для проверки усвоения школьниками учебного материала можно предложить им объяснить процесс географического видообразования ландыша с использованием учения Дарвина об эволюции.

Согласование в угибдд гибдд согласование.


Учителю биологии на заметку:

Различные примеры видообразования
Сохранение и рациональное использование видов
Современная система органического мира – отображение эволюции
Родословное древо жизни
Обобщение и проверка знаний эволюции живой природы
Использование эволюционной теории в практической деятельности
Задачи темы филогенетики и закономерностей эволюции
Сравнительно-анатомические доказательства эволюции
Эмбриологические доказательства эволюции. Биогенетический закон
Палеонтологические доказательства эволюции
Основные пути и направления эволюции органического мира
Методика обучения общей биологии