Вклад Энгельса

Учащиеся знакомятся с научными определениями жизни, анализируют изложенное в учебнике классическое определение жизни Ф. Энгельса. Учитель отмечает, что еще в конце XIX в. Ф. Энгельс, основываясь на данных естествознания, в определении указал материальный носитель жизни (белковое тело) и способ его существования (постоянное самообновление). Школьники знают, что все многообразие структур и функций живого связано с разнообразием белков. В то же время им известно, что белки не могут самокопироваться, это свойство присуще нуклеиновым кислотам, с их помощью осуществляется преемственность между поколениями благодаря передаче от родителей детям наследственной информации. Передача наследственной информации немыслима без источников энергии (АТФ), строительного материала в виде аминокислот и других соединений, ферментов, растворителя (воды), пространственного разграничения различных процессов, связи со средой. Важнейший признак жизни – обмен веществ и энергии со средой, а остальные свойства вытекают из него.

Анализ определения Ф. Энгельа подводит школьников к пониманию критериев жизни: сложность химического состава (белки, нуклеиновые кислоты, жиры, углеводы), образование из них сложных структур, самовоспроизведение и саморегуляция, обмен веществ и энергии с внешним миром, развитие, рост, раздражимость и движение. Всеми этими признаками обладает элементарная ячейка жизни – клетка. Следует отметить, что Ф. Энгельс, говоря о «белковом теле» как материальном носителе жизни, имел в виду протоплазму, т. е. живое содержимое клетки, поэтому его определение остается и поныне наиболее точным и всеобъемлющим.

Учитель далее разъясняет, что познание сущности жизни помогает определить место биологической формы движения материи среди других форм. Определение места жизни среди других форм движения материи способствует решению вопроса о ее происхождении. Опираясь на знания десятиклассниками форм движения материи из курса обществоведения, учитель проводит беседу по следующим вопросам: что такое материя? Какая связь существует между материей и движением? Какие формы движения материи известны вам и в чем их своеобразие? В ходе беседы школьники приходят к выводу, что жизнь – наиболее сложная форма движения материи, возникшая на определенном этапе ее развития. Этот вывод учащиеся записывают в тетради.


Учителю биологии на заметку:

Современные теории происхождения жизни
Закрепление знаний по возникновению жизни
Проверка усвоения знаний возникновения жизни
Задачи метода гибридологического анализа
Гибридологический метод изучения наследственности
Первый закон Г. Менделя
Цитологические основы закономерностей наследования при моногибридном скрещивании
Определение типа гамет
Изучение гипотезы чистоты гамет
Закон независимого наследования признаков
Цитологические основы закона независимого наследования
Методика обучения общей биологии