Задачи селекции. Вклад Н. И. Вавилова в разработку теории и практику селекции

С самого начала изучения темы важно обеспечить усвоение учащимися понятий сорта и породы, основных задач селекции, сформулированных Н. И. Вавиловым, а также поставленных в решениях Продовольственной программы, знаний селекционной работы в нашей стране. Важно добиться понимания школьниками значения разработанного Н. И. Вавиловым учения о центрах происхождения и многообразия культурных растений, однако не требовать от учащихся заучивания названий центров и возделываемых там культур. Материал должен носить справочный характер, иллюстрирующий это учение.

На уроке нецелесообразно выделять этап проверки знаний, их следует выявлять в. ходе изучения нового материала. Новый материал учитель объясняет методами беседы, работы с учебником, небольшой самостоятельной работы с гербарным материалом.

Беседа начинается с восстановления знаний из курсов ботаники и зоологии, а также из курса общей биологии IX класса сортов растений и пород животных. Учащиеся обсуждают вопрос о разнообразии сортов растений и пород животных, выращиваемых в нашей стране, о причинах этого многообразия. Так учитель вводит определение селекции как науки, разрабатывающей методы создания новых культурных форм, соответствующих требованиям народного хозяйства.

При наличии раздаточного материала целесообразно провести самостоятельную работу с колосьями пшеницы, ржи, ячменя разных сортов. Учащиеся получают колосья двух сортов либо пшеницы, либо ржи, либо ячменя, рассматривают их, измеряют длину колоса, подсчитывают число колосков, выявляют морфологические различия, особенности зерна, его мучнистость по внешнему виду. На основе этой работы учитель дает определение сорта как совокупности особей (популяции), выведенной человеком, с устойчивыми биологическими и хозяйственными признаками. Он указывает на применимость данного определения и к породе животных.

Примеры высокоурожайных сортов и продуктивных пород убеждают учащихся в том, что их выведение и использование в сельском хозяйстве является важным условием повышения эффективности растениеводства и животноводства.

Далее логично рассмотреть задачи, поставленные Н. И. Вавиловым перед селекцией. Учитель отмечает, что Н. И. Вавилов рассматривал селекцию как комплексную науку, которая основывается на дарвинизме и генетике, представляет собой эволюцию, направляемую волей человека. Учащиеся получают задание: прочитать в задачи селекции, сформулированные Н. И. Вавиловым, и раскрыть их, используя знания по генетике и дарвинизму. Они отмечают большое значение для выведения новых форм сортового и видового разнообразия исходного материала, его наследственной изменчивости, особенностей наследования при скрещивании, реакции на воздействие среды, эффективности отбора.


Учителю биологии на заметку:

Идеи Вавилова актуальны по сей день
Методы селекции растений
Значение отбора в селекиции
Мутации в процессе селекции и межвидовое скрещивание
Самоопыление и его роль
Достижения селекции растений в нашей стране
Мичурин и его последователи
Селекция животных и микроорганизмов
Получение чистых линий
Успехи селекции животных. Селекция микроорганизмов
Взаимоотношения организма и среды
Методика обучения общей биологии