Влияние деятельности человека на природу

В процессе рассмотрения газовой и концентрационной функций учитель прибегал к раскрытию окислительно-восстановительных процессов, которые лежат в основе газообмена, синтеза органических и других соединений, которые накапливают организмы. Поэтому учитель отмечает огромное значение окислительно-восстановительной функции живого вещества в преобразовании веществ природной среды, роль окислительно-восстановительных процессов клеточного метаболизма в поддержании равновесия в биосфере.

Учитель просит школьников показать влияние деятельности человека на функции живого вещества, раскрыть биогеохимическую деятельность человечества. С помощью учителя школьники отмечают, что с развитием человечества на Земле появилась новая форма создания и превращения веществ, человек стал оказывать глобальное воздействие на природу (использование полезных ископаемых, получение чистого алюминия, железа, использование кислорода, азота, водорода в промышленности, преобразование биогеоценозов вследствие сведения лесов, осушения болот, распашки лугов, создания крупных водоемов и др.).

Знание школьниками функций живого вещества, в результате которых в биосфере установилось устойчивое равновесие, помогает им осознать необходимость учитывать возможности живого вещества в восстановлении целостности биосферы при планировании человеком своей деятельности, чтобы не вызвать непредвиденных последствий, глобальных изменений в биосфере, которые трудно будет приостановить.

В результате изучения различных функций живого вещества, биогеохимической деятельности человечества учитель подводит школьников к обобщению, что биосфера представляет собой общепланетарную оболочку, состав, структура и энергетика которой обусловлена прошлой и современной деятельностью живого вещества. Если экология рассматривает взаимоотношения организма и среды, популяции, вида и биоценоза с природной средой в современный отрезок времени, то учение о биосфере рассматривает общепланетарную оболочку, ее состав, структуру и энергетику в масштабе всего геологического времени с момента ее возникновения. Эти сведения позволяют учителю сделать вывод о планетарной геологической роли живого вещества в преобразовании Земли. Он отмечает, что по массе доля живого вещества ничтожна, в то же время его роль в преобразовании вещества и энергии в масштабе геологического времени огромна. Практически атомы всех химических элементов прошли в своей истории через состояние живого вещества. В течение миллиардов лет живое вещество биосферы перерабатывало вещество литосферы, гидросферы и атмосферы и существенно преобразовало лик Земли.

Учитель делает также вывод о возрастании биогеохимической функции, возникшей в результате деятельности человечества. Учащиеся должны осознать необходимость ее регулирования, чтобы восстановительные силы биосферы не были нарушены, чтобы сохранить ее целостность, само ее существование, без которой не может быть и жизни человека.


Учителю биологии на заметку:

Круговорот веществ и его значение для биосферы
Цепи питания в круговороте веществ
Эволюция биосферы. Ноосфера
Негативная деятельность человека в биосфере
Вымирание растительности по вине человека
Вопрос о повышении плодородия почвы
Цели, содержание и структура курса
Основные понятия курса
Общебиологические понятия
Понятия вида и популяции
Биогеоценоз, биотическая среда, обмен веществ
Методика обучения общей биологии