Внутривидовая борьба

Первоочередность рассмотрения взаимосвязей особей в популяциях (внутривидовая борьба) обусловлена ее большой ролью в эволюционном процессе. Остальные формы взаимосвязей рассматриваются в аспекте их влияния на внутривидовые отношения.

Знания учащимися критериев вида позволяют установить, что все особи популяции одновременно нуждаются в использовании одних и тех же, притом сильно ограниченных ресурсов – пищи, жизненного пространства, убежищ, мест размножения. Однако каждый вид обладает комплексом адаптаций, уменьшающих возможность столкновения между особями (разметка границ, индивидуальных участков, поза угрозы и подчинения, иерархия), способствующих противоборству с хищниками и успешности выращивания потомства (стаи, колонии). Видовые адаптации, приносящие пользу видам и популяциям в целом, однако, часто наносят вред отдельным особям, приводят их к гибели. Так, жизнь в стаях у лебедей на период размножения сменяется обособлением пар и борьбой за гнездовые участки. Лебеди, лишенные гнездовых участков, испытывают недостаток корма и не могут нормально размножаться. Синицы иногда затаптывают в подстилку одного-двух птенцов, а ласточки выталкивают их из гнезда. Зайцы-русаки при недостатке корма отгоняют друг друга от хороших участков выпаса, дерутся, преследуя самку. Школьники делают вывод, что знания границ индивидуальных участков, формирования стад с оптимальным соотношением половых и возрастных групп способствуют успешному, ведению охотничьего хозяйства, охране природы.

Итак, при внутривидовой борьбе есть побежденные, есть и победители, которые не только поддерживают существование вида как целого, но и ведут к его совершенствованию в направлении приспособленности к факторам, вызывающим борьбу.

Переходя к рассмотрению межвидовых отношений, целесообразно сначала рассмотреть связи между экологически сходными видами. Учитель сообщает о том, что если два вида, обладающие сходными экологическими требованиями, занимают одну и ту же эконишу, то они не могут существовать в одной местности. Так, белка серая из Америки полностью вытеснила белку обыкновенную из Британии.

Сосуществование сходных видов возможно в том случае, если между ними имеются экологические различия. Так, во время усиленного размножения полевок ими питаются 10 близких видов европейских соколов и сов. При снижении численности полевок хищные птицы переходят на питание второстепенными кормами, что существенно снижает конкуренцию между этими видами.

Логично затем выяснить механизм межвидовой борьбы. В ходе беседы учащиеся узнают, что схватки, драки, нанесение увечий не играют решающей роли в этом состоянии (сходные популяции состоят из особей, либо примерно равных по силам, либо не равных и тогда избегающих столкновений).

Основные причины вытеснения одних популяций другими – повышенная скорость использования одним видом кормовых ресурсов, высокая интенсивность его размножения и быстрота заселения индивидуальных территорий, совершенство других приспособлений к действию биотических и абиотических факторов. Появление вида-конкурента резко усиливает жизненное состязание между особями сосуществующего с ним вида, приводит либо к изменению, либо к гибели последнего. Конкурентные отношения возникают и между видами, которые имеют мало сходства. Так, зайцы и лисицы конкурируют между собой при питании плодами шиповника.

Межвидовые отношения организмов

Следует рассмотреть межвидовые отношения типа: растение – травоядное животное; жертва – хищник. Для эволюционного процесса имеет значение не истребление особей, а влияние отношений в цепях питания на внутривидовую борьбу в ее звеньях. Так, охота лисиц усиливает конкуренцию среди зайцев (побеждают умеющие хорошо запутывать следы) и среди лисиц (побеждают преуспевающие в охоте). Подобным же образом через обострение внутривидовой борьбы проявляется действие на популяции изменений абиотических факторов. Изменение температуры, освещения, влажности усиливает внутривидовое состязание в тех популяциях, которые в значительной степени зависят от этих факторов.

Особого внимания заслуживают примеры использования на практике конкурентных отношений между видами (создание антибиотиков, разработка биологических методов борьбы с вредителями сельского хозяйства).

Итак, школьники получают такой объем знаний, который необходим, чтобы понять эволюционное значение взаимосвязей в природных сообществах.

В заключение урока учитель делает выводы, что между особями одной популяции и разных видов, между живой и неживой природой существуют сложные связи, изменение которых вызывает изменение численности популяций, ее качественного состава. Наибольшее влияние на состав популяции оказывает внутривидовая борьба, поэтому ее роль в эволюции особенно велика.


Учителю биологии на заметку:

Естественный отбор – ведущий, направляющий фактор эволюции
Приспособленность организмов – результат эволюции
Видообразование – результат эволюции
Различные примеры видообразования
Сохранение и рациональное использование видов
Современная система органического мира – отображение эволюции
Родословное древо жизни
Обобщение и проверка знаний эволюции живой природы
Использование эволюционной теории в практической деятельности
Задачи темы филогенетики и закономерностей эволюции
Сравнительно-анатомические доказательства эволюции
Методика обучения общей биологии