Вопросы о наследственности и изменчивости

Демонстрация гербарных материалов (растения одного вида разных мест обитания), изображений животных одного помета, находящихся в разных условиях содержания и кормления, убеждает учащихся в том, что причина изменчивости – реакция особи на определенные изменения в среде, вот почему Дарвин назвал ее определенной изменчивостью, которую в настоящее время называют модификацией. Важно подчеркнуть, что благодаря определенной изменчивости вид оказывается приспособленным к меняющимся условиям среды, поэтому ее можно считать видовым свойством.

Затем перед учащимися учитель ставит вопросы: сводится ли все многообразие изменчивости к определенной? Не возникают ли у организмов разнообразные изменения в сходных условиях, а также аналогичные изменения в разных условиях? Для ответа на эти вопросы школьники рассматривают пестролистные и обычные растения традесканции, хлорофитума, канареечной травы, изображения молодого человека с прядью седых волос на фоне черных и другие примеры. Анализ примеров позволяет сделать вывод о наличии индивидуальной изменчивости, которую нельзя объяснить адекватным влиянием среды. По мнению Дарвина, в происхождении этих изменений велико значение природы самих организмов и неопределенное влияние среды. В настоящее время эту форму изменчивости называют мутациями. На основании анализа многочисленных фактов Дарвин сделал вывод о наследовании индивидуальных изменений, объяснив, чем обусловлена их огромная роль в эволюции. В самом деле, только наследственные изменения могут стать достоянием популяции при условии успешного размножения и выживания особей. Ненаследственные изменения Дарвин считал несущественными для эволюции.

Вопрос о наследовании изменений дает возможность показать роль полового процесса в распространении наследственных изменений в популяции, в их сочетании, комбинировании у особей (комбинативная изменчивость).

Для понимания механизма эволюции необходимы знания соотносительной изменчивости, благодаря которой каждое неопределенное изменение затрагивает не один, а сразу несколько признаков, тесно связанных между собой. Это положение учитель иллюстрирует примерами соотносительной изменчивости (соотносительность окраски цветков, листьев и стеблей у ряда видов растений и др.).

Для определения причин изменчивости учитель просит школьников вспомнить материальные основы наследственности – хромосомы и гены, которые передаются от родителей потомству. Отсюда делает вывод, что наследственные изменения – мутации – связаны с изменением генов или хромосом. Модификации не наследуются, значит, гены и хромосомы при этом не изменяются.

Важно провести закрепление знаний с использованием следующих вопросов: какие существуют формы изменчивости? Какова природа мутаций, модификаций? Как определить наследуемость какого-либо изменения? Какое значение имеют разные формы изменчивости для эволюции?

После закрепления целесообразно обобщить знания учащихся и сформулировать выводы, которые полезно учащимся записать:

модификации играют роль приспособлений видов к изменяющимся факторам среды, не наследуются, не затрагивают гены и хромосомы, поэтому не имеют значения для эволюции;

мутации возникают в результате неопределенного действия факторов среды, как следствие изменения генов или хромосом, наследуются, поэтому играют большую роль в эволюции, не имеют приспособительного значения;

наследственные изменения протекают соотносительно, затрагивают несколько признаков;

в результате скрещивания возникает комбинативная изменчивость, сочетание ряда мутаций, новообразование.

http://dikito.ru/ профессиональная косметика лореаль шампунь профессиональный лореаль.


Учителю биологии на заметку:

Искусственный отбор – ведущий фактор создания новых сортов и пород
Борьба за существование и ее значение для эволюции
Внутривидовая борьба
Естественный отбор – ведущий, направляющий фактор эволюции
Приспособленность организмов – результат эволюции
Видообразование – результат эволюции
Различные примеры видообразования
Сохранение и рациональное использование видов
Современная система органического мира – отображение эволюции
Родословное древо жизни
Обобщение и проверка знаний эволюции живой природы
Методика обучения общей биологии