Воспитание в процессе обучения

В процессе обучения биологии задачи образования, воспитания и развития учащихся решаются в единстве. Основу формирования диалектико-материалистического мировоззрения в процессе обучения биологии составляет система биологических знаний, теоретических обобщений. В то же время для формирования научного мировоззрения большое значение имеют интеллектуальные умения, особенно умения делать мировоззренческие выводы, применять биологические теории и законы для материалистического объяснения биологических явлений, устанавливать связи между явлениями, находить их причины. В свою очередь овладение интеллектуальными умениями способствует успешному усвоению школьниками основных знаний и умений, формированию творческой, всесторонне развитой личности. В этом проявляется тесная взаимосвязь задач образования, воспитания и развития, единство их решения в процессе обучения.

Курс общей биологии содержит основные теоретические положения и биологические закономерности, которые играют большую роль в воспитании учащихся. В соответствии с «Основными направлениями реформы общеобразовательной и профессиональной школы» предстоит значительно повысить качество учебно-воспитательного процесса, чтобы в ходе изучения общей биологии у учащихся вырабатывались «стойкие материалистические представления, атеистические взгляды, умение правильно объяснять явления природы и общества, действовать в соответствии с нашими мировоззренческими принципами» (О реформе общеобразовательной и профессиональной школы. Политиздат, 1984, с. 47).

Педагогической теорией и практикой доказано, что воспитание неотделимо от обучения. Сущность воспитывающего обучения чет- 1.0 определил В. И. Кропоткин: «Надо, чтобы все дело воспитания, образования и учения современной молодежи было воспитанием в ней морали».

Обучение только тогда становится воспитывающим, когда школьники не только усваивают определенную систему знаний, умений и навыков, но и приобретают при этом качества личности, которые должны быть присущи русскому человеку.

В процессе обучения общей биологии используется комплексный подход при решении воспитательных задач. Формируется диалектико-материалистическое и атеистическое мировоззрение школьников, вырабатываются черты характера и поведения в духе требований морали, формируются эстетические чувства и идеалы, осуществляется правовое просвещение, приминается любовь, бережное и хозяйское отношение к природе, прививается культура труда и любовь к нему, заботливое отношение к своему здоровью. Все эти задачи учитель биологии решает совместно со всем педагогическим коллективом школы как на уроках, так и во внеклассной работе.

Кроме того, в учебном процессе необходимо использовать комплексный подход в решении задач воспитания. В зависимости от содержания наибольшее внимание на уроке уделяется тому или иному аспекту воспитания или сразу нескольким.

Для усвоения знаний, перевода их в убеждения большое значение имеет выбор методов обучения, организации самостоятельных работ школьников, применение проблемного подхода, формулирование мировоззренческих выводов на уроках, проведение экскурсий в природу, музеи, научные учреждения, показ использования биологических законов в практике.


Учителю биологии на заметку:

Формирование научного мировоззрения
Задачи в процессе изучения
Отрицание отрицания. Повторяемость в процессе развития
Материалистическое воспитание
Патриотическое и интернациональное воспитание
Правовое и этическое воспитание
Трудовое воспитание
Общественно полезный труд
Экономическое воспитание
Экологическое воспитание
Гигиеническое воспитание
Методика обучения общей биологии