Введение в преподавание отдельных тем

К началу изучения курса в школьном музее школьники во главе с учителем готовят экспозицию панорамы «Эволюция органического мира», схем, изображающих уровни биологической организации, строения клетки по данным светового и электронного микроскопов, стенды, отражающие задачи Продовольственной программы, проблемы охраны окружающей: среды, использование достижений биологии в практике сельского хозяйства и медицины. Организуется выставка литературы для внеклассного чтения с указанием тем для подготовки докладов и рефератов.

Вводный урок должен ознакомить школьников с основными проблемами курса, вызвать интерес к науке о жизни. Проводит его учитель, используя метод рассказа с элементами беседы, информирует о содержании, задачах и значении общей биологии как комплекса основ интегрирующих наук о живой природе. Знакомство с проблемами изучения жизни свидетельствует о том, что жизнь – сложное явление, что применение физических, химических, кибернетических методов исследований живой природы способствовало крупным открытиям в биологии, которые не только не уступают новейшим достижениям физики и химии, но и превосходят по своему значению многие из них.

Учитель подчеркивает, что биологическая наука разрабатывает широкий круг проблем, теоретическим фундаментом для решения которых служит учение об эволюции и уровнях организации живой природы. Знания теории эволюции, рассматривающей живую природу как результат исторического развития, учащиеся восстанавливают в процессе беседы.

Для формирования у школьников представления о живой природе как многоуровневой системе учитель рисует схему, характеризует каждый уровень: организменный, популяционно-видовой, биосферно-биоценотический, рассказывает о связях между ними. В процессе беседы учащиеся дополняют сведения о клетке и организме, виде и природном сообществе, о биосфере на основе знаний из курса географии. В результате анализа схемы, в ходе беседы школьники приходят к выводу о многоуровневой, организации живой природы, проявлении специфических закономерностей на каждом уровне, о большом значении теории биологической организации для познания жизни.

В ходе беседы учитель рассказывает о значении биологической науки для практики, использует при этом стенды Продовольственной программы, говорит о применении биологических закономерностей при выведении новых сортов растений и пород животных, разработке биологических мер защиты культурных растений от вредителей и болезней и др., особо подчеркивает значение медицинской генетики в борьбе за здоровье человека. Благодаря исследованиям по медицинской генетике человечество предупреждено об опасности испытаний ядерного оружия.

Учитель отмечает, что раскрытие тайн фотосинтеза сулит неисчерпаемые блага, которые, по признанию выдающегося физика Ф. Жолио-Кюри, превосходят все, что можно ожидать от применения внутриатомной энергии. Недаром ученые считают, что грядущее, XXI столетие будет «веком света и фотосинтеза», пища будет создаваться на заводах, которые станут работать по принципу функций зеленого листа.

Девятиклассники узнают, что исследование жизни на организменном уровне находит применение в технике. На грани биологии с математикой, физикой, кибернетикой возникла бионика, черпающая в живой природе идеи для развития техники.

Учитель обращает внимание на тесную связь биологии с философией – наукой о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления. Философия освещает пути исследований, помогает ученым в осмыслении фактов, в формулировке выводов и обобщений.

Лучший ремонт холодильников candy во всем Киеве!


Учителю биологии на заметку:

Курс эволюционного учения
Становление систематики. Труды К. Линнея
Эволюционные учения до-дарвиновского периода
Учение Ламарка
Учебно-воспитательные задачи Дарвинизма
Теория эволюции Ч. Дарвина и ее оценка классиками материализма
Выводы теории Дарвина
Биологический вид – основа эволюционного процесса
Популяция – элементарная структура вида
Популяция и целостность вида
Наследственность и изменчивость – факторы эволюции видов
Методика обучения общей биологии