Вымирание растительности по вине человека

При освещении влияния деятельности человека на растительный мир учащиеся указывают на вымирание тиса, ливанского кедра, лотоса, карельской березы, многих видов травянистых растений. Демонстрация рисунков реликтовых видов местности, в которой расположена школа, позволяет учителю привлечь внимание школьников к их охране, включить в практическую деятельность по разъяснению людям мер защиты редких и исчезающих видов.

При подведении общих итогов работы учащихся преподаватель подчеркивает, что последствия деятельности человека вызывают тревогу за судьбу биосферы, остро ставят вопрос о необходимости планирования хозяйственной деятельности с учетом сохранения биосферы, всего многообразия видов органического мира.

Последний урок курса посвящается раскрытию основных направлений деятельности человека, обеспечивающей развитие биосферы по пути ноосферы. Важно, чтобы учащиеся осознали политику нашего государства, в которой проявляется большая забота о сохранении природы, поняли порочность капиталистической системы, которая ради прибыли хищнически истребляет природу. Школьники должны глубоко проникнуться идеями охраны природы, чтобы стать ее активными защитниками.

Проверка знаний отрицательных последствий деятельности человека на природу, изменений в биосфере под влиянием антропогенного фактора дает учителю возможность поставить вопросы: как сохранить биосферу? Какие мероприятия необходимо осуществить, чтобы не нарушить равновесия в ней, улучшить плодородие почвы, обогатить генофонд органического мира, сохранить чистыми воду, воздух, землю?

После заслушивания мнений учащихся по данным вопросам учитель раскрывает идеи В. И. Вернадского о ноосфере, который подчеркивал, что человечество стало самой мощной силой, изменяющей биосферу. Поэтому оно должно создать новую оболочку Земли – ноосферу. Для ноосферы характерно использование завоеваний человечества для поддержания равновесия в биосфере, успехи научно-технического прогресса должны разумно сочетаться с эволюцией биосферы.

В процессе беседы учитель отмечает, что в соответствии с идеями В. И. Вернадского построение общества – необходимая предпосылка превращения биосферы в ноосферу, развития ее по пути, разработанному человеком, в направлении поддержания целостности и устойчивости, сохранения равновесия.

Затем учитель предлагает школьникам привести примеры позитивного воздействия человека на биосферу. Школьники под руководством учителя сообщают о том, что человек стал мощным фактором эволюции органического мира: он вывел десятки тысяч сортов растений и пород животных, способствовал восстановлению численности вымирающих видов, в настоящее время проводит большую работу по охране редких видов, увеличению поголовья промысловых животных, осушению болот, орошению сухих земель, изменению климата и облика Земли. Много делает человек для сохранения чистого воздуха и воды: ставит пылеуловители, очистные установки, внедряет усовершенствованные технологии производства, проводит химическую и биологическую очистку сточных вод и т. д.


Учителю биологии на заметку:

Вопрос о повышении плодородия почвы
Цели, содержание и структура курса
Основные понятия курса
Общебиологические понятия
Понятия вида и популяции
Биогеоценоз, биотическая среда, обмен веществ
Эволюционные понятия
Гносеологические понятия
Политехнические понятия
Воспитание в процессе обучения
Формирование научного мировоззрения
Методика обучения общей биологии