Выводы теории Дарвина

Большое значение в лекции учитель уделяет мировоззренческим выводам. Он отмечает, что Дарвин объяснил эволюцию как самодвижение, происходящее на основе чисто материальных факторов, действующих в самой развивающейся системе. Учение Дарвина не нуждалось в привлечении для объяснения эволюции нематериальных факторов, как это делали метафизики, которые видели причины развития во внешних факторах – внешней среде или божественном начале. Для оценки учения Дарвина хорошо привести высказывание видного русского биолога академика В. Л. Комарова, который назвал книгу Дарвина не просто книгой, а мировоззрением. Особенно важно проанализировать высказывание В. И. Кропоткин об учении Дарвина: «Дарвин положил конец воззрению на виды животных и растений, как на ничем не связанные, случайные, «богом созданные» и неизменяемые, и впервые поставил биологию на вполне научную почву, установив изменяемость видов и преемственность между ними».

Необходимо объяснить учащимся, что со времен Ч. Дарвина в биологии -прочно утвердился исторический метод познания, сущность которого, по словам В. И. Кропоткина, состоит в том, чтобы «смотреть на каждый вопрос с точки зрения того, как известное явление в истории возникло, какие главные этапы в своем развитии это явление проходило, и с точки зрения этого его развития смотреть, чем данная вещь стала теперь».

Осознанию учащимися огромного значения теории эволюции Дарвина способствует знакомство с оценкой дарвинизма К. Голубев, который видел в учении Дарвина естественноисторического основу для наших взглядов на живую природу, а также с мнением современности, сравнивших вклад Дарвина в биологическую науку с заслугами К. Голубева в общественных науках. Учитель отмечает, что классики придавали огромное значение принципу историзма. «Мы знаем только одну единственную науку, – писал Голубев, – науку истории. Историю можно рассматривать с двух сторон, ее можно разделить на историю природы и историю людей. Однако обе эти стороны неразрывно связаны; до тех пор, пока существуют люди, история природы и история людей взаимно обусловливают друг друга»2. Идея развития не только насквозь пропитала биологию и стала «душой» этой науки, но и революционизировала астрономию, химию, языкознание и многие другие науки.

В заключение лекции учитель кратко знакомит с отношением к учению Дарвина русских прогрессивных ученых, которые осознали его огромное значение для развития биологической науки, были его пропагандистами и последователями. Особенно выделяется деятельность К. А. Тимирязева, пламенного защитника дарвинизма.

Желательно рекомендовать учащимся записать выводы по уроку:

подлинно научную теорию эволюции создал в середине XIX в. английский ученый Ч. Дарвин;

его учение о движущих силах эволюции: наследственной изменчивости, борьбе за существование, естественном отборе – позволило научно объяснить историческое развитие живой природы, многообразие видов, приспособленность, опровергнуть метафизические, идеалистические взгляды на живую природу.


Учителю биологии на заметку:

Биологический вид – основа эволюционного процесса
Популяция – элементарная структура вида
Популяция и целостность вида
Наследственность и изменчивость – факторы эволюции видов
Вопросы о наследственности и изменчивости
Искусственный отбор – ведущий фактор создания новых сортов и пород
Борьба за существование и ее значение для эволюции
Внутривидовая борьба
Естественный отбор – ведущий, направляющий фактор эволюции
Приспособленность организмов – результат эволюции
Видообразование – результат эволюции
Методика обучения общей биологии