Взгляды на сущность жизни и ее возникновение

В процессе изучения данной проблемы важно сосредоточить внимание учащихся на усвоении материала об основных критериях жизни, на осознании вклада Ф. Новельса в разработку сложной мировоззренческой проблемы. Успешному изучению вопроса способствует использование методов беседы и рассказа.

Объяснение нового материала начинается с восстановления знаний учащимися химического состава живых организмов, присущих им признаков жизни. Из курсов ботаники, анатомии, физиологии и гигиены человека, общей биологии школьникам известно, что живые тела содержат те же элементы, что и тела неживой природы. Учащиеся подчеркивают, что наибольшую роль в строении и жизнедеятельности клетки играют белки, нуклеиновые кислоты, АТФ, а также углеводы, жиры, вода и другие неорганические вещества.

В процессе беседы школьники называют важнейшие свойства живых организмов (обмен веществ, рост, развитие, размножение, раздражимость и др.). Возникает необходимость выяснить, как могли возникнуть живые существа, значительно отличающиеся от тел неживой природы по составу химических веществ, по строению и свойствам.

Учитель кратко знакомит с историей развития взглядов на происхождение жизни, обосновывает наивность представлений о зарождении организмов из тел неживой природы, господствовавших в античные и средние века, раскрывает значение опытов Л. Пастера для опровержения взглядов на самопроизвольное зарождение жизни, доказывает несостоятельность гипотезы вечности жизни с позиций диалектического материализма. Можно также этот материал предложить учащимся изучить самим по учебнику, после чего обосновать несостоятельность утверждений о самозарождении жизни и ее вечности.

Для того чтобы школьники осмыслили проблему возникновения жизни с позиций диалектического материализма, необходимо восстановить их знания определений понятий «материализм» и «идеализм», выявить, как материалисты и идеалисты решают вопрос об отношении материи к сознанию. Восстановление знаний основных положений диалектического материализма позволяет сделать вывод, что в идее самопроизвольного зарождения выразился стихийный, наивный материализм древности. Учитель подчеркивает, что в прошлом были широко распространены идеалистические представления о зарождении живого, которые облекались в мистическую идею божественного творения организмов из тел неживой природы. Вульгарные представления о произвольном зарождении господствовали во времена, когда не было систематических знаний о развитии организмов, а выводы делались на основе поверхностных наблюдений. Учитель предлагает школьникам оценить роль практики в познании и сообщает, что в процессе общественно-исторического развития накапливались знания о размножении и развитии выращиваемых человеком растений и животных, опровергавшие вульгарные представления об их самозарождении. Опыты Л. Пастера научно доказали несостоятельность идеи самопроизвольного зарождения жизни.


Учителю биологии на заметку:

Вклад Энгельса
Современные теории происхождения жизни
Закрепление знаний по возникновению жизни
Проверка усвоения знаний возникновения жизни
Задачи метода гибридологического анализа
Гибридологический метод изучения наследственности
Первый закон Г. Менделя
Цитологические основы закономерностей наследования при моногибридном скрещивании
Определение типа гамет
Изучение гипотезы чистоты гамет
Закон независимого наследования признаков
Методика обучения общей биологии