Задачи экологии. Экологические факторы

На первом уроке по теме необходимо добиться понимания учащимися основных задач экологии, усвоения знаний экологических факторов, их взаимодействия. Важно настроить учащихся на систематическое выявление значения экологических закономерностей для сельскохозяйственной практики, для развития различных отраслей народного хозяйства, охраны природы. Необходимо подготовить школьников к экскурсии в природу, ориентировать на внеурочные наблюдения в окрестностях дома и школы за сезонными изменениями в природе и связями между организмами.

Урок следует проводить методами наблюдения, беседы, в ходе которых надо привлекать усвоенные ранее учащимися экологические знания. Объяснение учитель начинает с восстановления знаний популяции, вида, природного сообщества. Обобщение ответов учащихся позволяет сформулировать задачи экологии: изучение взаимоотношений организмов, популяций, видов разных таксонов как между собой, так и с факторами неживой природы; выявление экологических закономерностей и использование их в народном хозяйстве, в деле охраны природы. Учитель подчеркивает значение экологических знаний для развития теории эволюции.

Так как значительное место в системе знаний отводится взаимоотношениям организмов и видов с природной средой, то предстоит выяснить, что представляет собой природная среда. Изучение понятия среды обитания учитель начинает с выяснения условий, необходимых для жизнедеятельности организмов, выращивания растений и животных. В ходе обсуждения ответов вводится определение природной среды как совокупности условий, в которых обитают организм, популяция, сообщество и которые влияют на их состояние и свойства. Компоненты природной среды рассматриваются как экологические факторы.

Учащиеся анализируют природную среду, в которой обитают виды растений, грибов, животных, убеждаются в ее неоднородности и приходят к выводу о воздействии на вид абиотических, биотических и антропогенных факторов. Учащиеся с помощью учителя анализируют различные абиотические факторы, в общей форме раскрывают их значение для живой природы. Абиотическим факторам противопоставляются биотические. Учащиеся при анализе конкретного примера убеждаются в многообразии связей совместно обитающих видов. Анализ примеров воздействия человека на природу приводит школьников к выводу о том, что антропогенные факторы порождаются сознательным и несознательным вмешательством человека в природные процессы, в то время как другие факторы воздействуют на природу стихийно.

Учитель подчеркивает значение комплекса условий для нормальной жизнедеятельности организмов, функционирования популяций, видов. Он просит школьников определить, как изменяется температура, влажность, видовой состав по мере продвижения с юга на север, и на этой основе раскрывает понятия максимума, оптимума и минимума интенсивности действия экологического фактора, показывает их роль в определении границ расселения живой природы на Земле, отмечает неблагоприятные условия для жизнедеятельности организмов в тундре, пустыне и благоприятные в умеренных широтах и тропиках.

расценки на визу в Китай


Учителю биологии на заметку:

Интенсивность экологических факторов
Абиотические факторы
Значение температуры в жизни животных и растений
Сезонные изменения в природе и приспособление к ним организмов
Причины биологических ритмов
Экологические системы
Саморегуляция в биогеоценозе
Методика обучения общей биологии