Задачи темы молекулярной биологии

Изучение вопросов молекулярной биологии, цитологии, воспроизведения организмов создает условия для понимания учащимися проблемы возникновения жизни, этапов постепенного усложнения химических веществ, становления биологической организации.

В соответствии с программой изучение темы позволяет решить образовательные задачи – обеспечить усвоение учащимися сущности жизни, основных положений учения о ее происхождении. Тема должна внести большой вклад в формирование диалектико-материалистического мировоззрения школьников, способствовать овладению умением опровергать религиозно-идеалистические взгляды на возникновение и сущность жизни. Необходимо в процессе обучения биологии добиваться синтеза биологических знаний со знаниями по астрономии, обществоведению, с тем чтобы школьники осознали закономерности превращения химической формы движения материи в биологическую.

Желательно в кабинете биологии подготовить стенды, на которых отобразить основные этапы возникновения жизни, модель атома углерода и соединений элементов-органогенов, изображение сосуда Пастера, прибора С. Миллера и др. При изготовлении стенда можно использовать картины из альбома А. И. Опарина «Происхождение жизни на Земле».

Изучение темы целесообразно организовать на межпредметной основе, включив ее в цикл занятий об эволюции материи, проводимых учителями обществоведения, физики, химии, астрономии. Познанию сущности возникновения жизни способствует изучение на уроках астрономии эволюции небесных тел, на уроках обществоведения – закономерностей эволюции материи, химии – основных классов органических соединений и генетических связей между ними. Последовательное раскрытие проблемы каждым специалистом на объединенном занятии подготовит учащихся к усвоению материала об этапах эволюции жизни на заключительном уроке. Подобное изучение темы позволит использовать межпредметные связи как важнейшее условие для формирования научной картины мира, диалектико-материалистического мировоззрения учащихся. Ниже изложена методика уроков по теме, на которую программой отводится два часа.


Учителю биологии на заметку:

Взгляды на сущность жизни и ее возникновение
Вклад Энгельса
Современные теории происхождения жизни
Закрепление знаний по возникновению жизни
Проверка усвоения знаний возникновения жизни
Задачи метода гибридологического анализа
Гибридологический метод изучения наследственности
Первый закон Г. Менделя
Цитологические основы закономерностей наследования при моногибридном скрещивании
Определение типа гамет
Изучение гипотезы чистоты гамет
Методика обучения общей биологии