Задачи темы Основы экологии

Данная тема имеет большое значение для решения образовательных задач, для усвоения знаний основных закономерностей живых систем, взаимосвязей организма и надорганизменных систем с окружающей средой. Установление связей со средой позволяет углубить знания организмов, видов, биогеоценозов как открытых, самообновляющихся систем, которые обмениваются со средой веществами и заключенной в них энергией, позволяет показать роль экологических факторов в эволюции. Учащиеся должны осознать значение экологических закономерностей для практической деятельности – развития аргоценозов, охоты и звероводства, рыболовства и рыбоводства, для рационального использования и воспроизведения богатств живой природы.

Тема вносит значительный вклад в экологическое воспитание учащихся, в привитие им активной жизненной позиции в деле защиты живой природы, бережного отношения к ее богатствам как к источнику здоровья и жизни человека.

В процессе изучения темы продолжается развитие учащихся. Они анализируют пищевые связи для определения направления потока вещества и энергии, составления экологической пирамиды, устанавливают причины изменения численности популяций, конкретизируют правило экологической пирамиды, выявляют структуру и функции биогеоценоза и агроценоза, сравнивают их, обобщают систему экологических знаний.

Изучение экологии способствует формированию убежденности во взаимосвязи и взаимообусловленности явлений окружающей действительности, выявлению причинно-следственных связей. Это имеет значение как для воспитания, так и для развития учащихся.

Для успешного решения учебно-воспитательных задач, выявления взаимосвязей в природе необходимо провести экскурсию в природный биогеоценоз, чтобы на основе наблюдений строить дальнейшие уроки, привлекать сведения о биологических часах, саморегуляции, цепях питания в биогеоценозах, устанавливать связи между дарвинизмом, генетикой и экологией, раскрывать видовой состав и связи между видами.

Успешному усвоению экологических знаний способствует постановка опытов в уголке живой природы или комнатной тепличке для иллюстрации влияния абиотических факторов на рост и развитие растений. Для усвоения материала данной темы целесообразно использовать аквариум, раздаточный гербарный материал, коллекции и таблицы с изображением биогеоценозов. К раздаточному материалу желательно заготовить карточки с описанием среды обитания, черт приспособленности к ней, характеристики питания изучаемых видов.

Хорошо создать экспозицию в кабинете: диорамы, макеты, схемы-рисунки пищевых связей и пирамиды чисел; сведения о продуктивности различных биогеоценозов и агроценозов; карты распределения типичных экологических систем по земному шару; рисунки географической и вертикальной зональности; схемы искусственных биосистем; рисунки сезонных изменений в природе; результаты опытов и т. д.


Учителю биологии на заметку:

Задачи экологии. Экологические факторы
Интенсивность экологических факторов
Абиотические факторы
Значение температуры в жизни животных и растений
Сезонные изменения в природе и приспособление к ним организмов
Причины биологических ритмов
Экологические системы
Саморегуляция в биогеоценозе
Методика обучения общей биологии