Задачи в процессе изучения

В процессе раскрытия обмена веществ и энергии в клетке перед школьниками раскрывается противоположная направленность и единство энергетического и пластического обменов, зависимость одного процесса от другого.

При изучении генетики становится понятным противоречивый характер мутаций, их вредность для организмов, в которых они расшатывают исторически сложившуюся систему взаимосвязей, и одновременно необходимость для процесса эволюции как единственного источника новых наследственных изменений. Выясняется роль естественного отбора как фактора, обеспечивающего единство этих противоположностей.

В процессе изучения биоценозов и биосферы обнаруживается противоречивый характер процессов создания и разрушения органических веществ, благодаря которым обеспечивается целостность надорганизменных систем живого и длительность их существования.

Переход количественных изменений в качественные. При знакомстве с теорией Дарвина школьники убеждаются в том, что увеличение численности вида, его широкое расселение благоприятствуют появлению нового качества – нового вида. Скачкообразность перехода количественных изменений в качественные становится очевидной и при изучении направлений эволюции. Всякий ароморфоз трактуется как скачок в развитии органического мира, характеризующийся появлением крупного таксона – типа, класса. Скачкообразность перехода от одной формы движения к другой выясняется при изучении процесса возникновения жизни, эволюции органического мира, антропогенеза. При изучении основ цитологии школьники убеждаются в том, что определенная организация химических компонентов в клетке приводит к становлению биологической организации.

Предлагаемая нами последовательность изучения химических компонентов клетки позволяет наглядно продемонстрировать школьникам диалектику перехода количества в качество. Так, увеличение количества гидрофильных групп в молекулах углеводов по сравнению с жирными кислотами приводит к новым свойствам – хорошей растворимости в воде, легкой окисляемости. Соединение многих однотипных звеньев – мономеров – в гигантские полимерные молекулы крахмала, клетчатки вызывает появление совершенно новых свойств: нерастворимости в воде, относительной инертности и т. д. Особенно наглядно проявляется качественное своеобразие непериодических полимеров – белков и нуклеиновых кислот – способность их к запасанию и хранению информации. Это свойство отсутствует у мономерных звеньев и возникает при их объединении в одну гигантскую молекулу.

При изучении регуляции метаболизма школьники убеждаются, что изменение концентрации того или иного вещества в клетке или в окружающей среде приводит к качественным сдвигам – прекращению или возобновлению работы определенной ферментной системы.

В теме «Размножение и индивидуальное развитие организмов» появляется возможность показать школьникам, что изменение количества хромосом приводит к серьезным качественным сдвигам в развитии организма, что увеличение количества бластомеров первоначально с одинаковыми генетическими потенциями приводит к новому качеству – их специализации, возникновению неоднородных органов и тканей.

Материал темы «Основы экологии» убеждает школьников, что количественные изменения интенсивности экологических факторов приводят к серьезным качественным сдвигам в развитии организмов, что изменения численности тех или иных популяций могут привести к смене биоценозов, что накопление в окружающей среде ядохимикатов, вредных отходов промышленности вызывает серьезные изменения в биосфере.

Огнестойкие кабели парной скрутки кпснг а frls mkmos.ru.


Учителю биологии на заметку:

Отрицание отрицания. Повторяемость в процессе развития
Материалистическое воспитание
Патриотическое и интернациональное воспитание
Правовое и этическое воспитание
Трудовое воспитание
Общественно полезный труд
Экономическое воспитание
Экологическое воспитание
Гигиеническое воспитание
Развитие учащихся в процессе обучения
Формирование интеллектуальных умений
Методика обучения общей биологии