Закон независимого наследования признаков

Дальнейшее изучение генетики направлено на то, чтобы школьники поняли сложный характер наследования, чтобы уяснили, что особи различаются между собой по огромному множеству признаков, и в процессе размножения важно знать наследование целого ряда признаков, например: жирность молока, удойность, массу крупного рогатого скота, яйценоскость и т. д. Учитель ставит главную задачу – сформировать у школьников знания дигибридного и полигибридного скрещивания, закона независимого наследования, выработать умение записывать генотипы гамет, составлять схему дигибридного скрещивания, записывать генотипы и фенотипы первого и второго поколений.

Урок проводится методом беседы с использованием натуральных объектов, полученных в эксперименте, таблиц, рисунков учебника, что позволяет придать деятельности учащихся творческий характер. Знания учитель проверяет в ходе объяснения нового материала. Он выясняет умение школьников записывать гаметы, гомо- и гетерозиготы исходных форм, первое гибридное и второе поколения. Затем он спрашивает, можно ли проследить за судьбой сразу двух, трех признаков гибридного потомства. Ответ на этот вопрос позволяет ввести определение дигибридного, а также три- и полигибридного скрещивания как скрещивания организмов, различающихся по двум и многим признакам. Из-за недостатка времени школьники изучают только дигибридное скрещивание.

Учитель дает школьникам семена гороха чистых линий, разные по форме и цвету, и предлагает определить, какой цвет и форма горошин будут в первом поколении при скрещивании растений, имеющих гладкие и желтые горошины, с растением, у которого семена зеленые и морщинистые. Если нет натуральных объектов, учитель демонстрирует таблицу, но результаты скрещивания не показывает. Облегчению работы способствует проверка знаний правила единообразия и его цитологических основ. После этого учитель просит записать гаметы и зиготы при моногибридном скрещивании, а затем обозначить буквами гены цвета и формы семян и записать гаметы и зиготы при дигибридном скрещивании. Очень важно обратить внимание на различия записи гамет и зигот при моно- и дигибридном скрещивании, чтобы в последующем учащиеся не отождествляли гаметы дигибридного скрещивания с зиготами моногибридного скрещивания.

Учащиеся составляют схему скрещивания, записывают генотип исходных форм, их гаметы и генотипы гибридов первого поколения, делают вывод о его единообразии. Учитель предлагает определить, в каком сочетании окажутся признаки во втором поколении. Он предлагает школьникам составить решетку Пеннета, выписав в нее все гаметы исходных форм и генотипы второго поколения, а затем подсчитать число одинаковых фенотипов и определить их соотношение.

В ходе обсуждения результатов работы учащиеся записывают в тетради выводы: при дигибридном (и полигибридном) скрещивании гомозиготных форм первое поколение оказывается единообразным, как и при моногибридном скрещивании; во втором поколении происходит расщепление признаков, возникают четыре различные по фенотипу группы (при моногибридном две); соотношение фенотипов при дигибридном скрещивании численно выражается 9:3:3:1 (при моногибридном 3:1). Учащиеся самостоятельно указывают на увеличение вдвое числа фенотипов при дигибридном скрещивании. Отсюда они легко делают выводы, что при тригибридном скрещивании число фенотипов увеличится втрое, а при полигибридном – в n раз. Затем учитель предлагает школьникам рассмотреть рисунок в учебнике и подсчитать число семян желтого и зеленого цвета, а также число гладких и морщинистых семян и вывести для каждого признака соотношение. Учащиеся убеждаются в том, что оно соответствует моногибридному скрещиванию, и делают вывод: расщепление по каждому признаку происходит независимо. Учитель формулирует второй закон Менделя: расщепление по каждой паре признаков идет независимо от других пар.

Для закрепления знаний можно предложить учащимся рассмотреть таблицу, на которой показано скрещивание морских свинок с темной и гладкой шерстью со свинками, у которых светлая и взлохмаченная шерсть. На основе таблицы школьники должны определить генотипы и гаметы исходных форм, генотипы первого и второго поколений, соотношение расщепления и выявить независимое наследование. Результаты работы учитель оценивает.


Учителю биологии на заметку:

Цитологические основы закона независимого наследования
Явление сцепленного наследования
Эксперимент по скрещиванию мух
Генетика пола
Новообразование при скрещивании. Генотип как целостная система
Значение генетики для медицины и здравоохранения
Последствия родственных браков пагубны
Равноценность человеческих рас с точки зрения генетики
Обобщение знаний закономерностей наследования
Изучение изменчивости организмов
Модификационная изменчивость
Методика обучения общей биологии