Закрепление знаний по возникновению жизни

Вопрос о возникновении автотрофного типа питания, аэробного дыхания, возникновения первичных организмов учащиеся изучают самостоятельно в процессе работы с текстом учебника. Для проверки самостоятельного усвоения материала учитель применяет метод беседы, на основе которой подводит школьников к выводу: в процессе длительного исторического развития благодаря мутациям возникало большое разнообразие форм, среди которых отбором сохранялись формы с защитной оболочкой вокруг нуклеиновой кислоты, со слоем цитоплазмы вокруг ядра, с наружной мембраной, т. е. формы, подобные клетке. Крупным ароморфозом было появление автотрофного типа питания – способности к самостоятельному синтезу органических веществ из неорганических веществ окружающей среды за счет энергии Солнца; накопление кислорода в результате фотосинтеза обусловило формирование аэробного типа дыхания, при котором меньше расходуется питательных веществ и освобождается больше энергии.

Для систематизации и закрепления знаний возникновения жизни учащиеся выполняют самостоятельную работу с фильмом «Возникновение жизни на Земле». Сначала демонстрируется первая часть, после ее просмотра учащиеся готовят ответы на следующие вопросы (вопросы распределены между учащимися заранее, каждый ученик отвечает на один из них): 1. Как возникла Земля и основные элементы, входящие в состав живых организмов? (Для ознакомления. Знания учитель не оценивает.) 2. Что представляла собой первичная атмосфера Земли и как она сформировалась? 3. Какие идеи о возникновении жизни высказывал Ф. Энгельс? 4. Как образовались первичные аминокислоты, нуклеотиды? Какие условия способствовали образованию этих веществ? Каковы были источники энергии? 5. Какими опытами была доказана возможность образования на Земле химическим путем аминокислот, нуклеотидов и других органических веществ? Кто разработал гипотезу возникновения жизни на Земле?

Анализ ответов по первой части фильма подготавливает учащихся к работе со второй его частью. Учащиеся выполняют задание по таким вопросам: 1. Как осуществлялся синтез макромолекул – белков, нуклеиновых кислот и др. – на Земле до возникновения жизни? Какие опыты подтверждают возможность подобного процесса? 2. Что представляют собой коацерваты, какое значение имел процесс коацервации для возникновения жизни? 3. Какие процессы обеспечивали динамическую устойчивость коацерватов? К чему приводил своеобразный отбор среди коацерватов? 4. Какие источники энергии использовались первыми живыми организмами? Почему возникновение фотосинтеза и аэробного дыхания следует рассматривать как крупные ароморфозы? 5. Как сформировалась первичная клетка? Какова продолжительность химической и биологической эволюции? (Последний вопрос дается для сведения, затем к нему не следует возвращаться).

Смотрите информацию китайские автомобили в барнауле на нашем сайте.


Учителю биологии на заметку:

Проверка усвоения знаний возникновения жизни
Задачи метода гибридологического анализа
Гибридологический метод изучения наследственности
Первый закон Г. Менделя
Цитологические основы закономерностей наследования при моногибридном скрещивании
Определение типа гамет
Изучение гипотезы чистоты гамет
Закон независимого наследования признаков
Цитологические основы закона независимого наследования
Явление сцепленного наследования
Эксперимент по скрещиванию мух
Методика обучения общей биологии