Значение генетики для медицины и здравоохранения

В соответствии с программой вопросы наследственности и изменчивости человека не выделяются в специальную тему, а рассматриваются в заключение темы «Основные закономерности наследственности». Это объясняется тем, что генетические закономерности, присущие растениям и животным, распространяются во многом и на человека. Задача учителя состоит в том, чтобы показать учащимся значение материальных основ наследственности и окружающей среды в формировании биологических особенностей и социальных черт личности человека, чтобы определить роль биологических и социальных факторов в природе человека.

На уроке учитель использует методы беседы, работы с книгой, таблицами. Изучение вопроса начинается с проверки знаний материальных основ наследственности. В результате учащиеся делают вывод об их общности у растений, животных и человека. Восстановление знаний митоза, мейоза и оплодотворения также позволяет установить сходство этих процессов у человека, животных и растений. Так школьники приходят к широкому обобщению, что выявленные у растений и животных закономерности наследственности проявляются и у человека.

Учитель просит вспомнить методы изучения генетики растений и животных и определить возможность их использования для исследования генетики человека. Учащиеся называют метод гибридологического анализа й убеждаются в его непригодности для изучения генетики человека. Учитель поясняет, что разнообразие биологического и социального окружения человека, генетическая неоднородность популяции людей, отсутствие гомозиготных линий затрудняют определение роли наследственности и среды в формировании их фенотипа. Он отмечает, что практически невозможно точно регистрировать наследственные свойства в семье, создавать для всех ее членов абсолютно одинаковые условия. Ученый не имеет возможности ознакомиться с рядом поколений непосредственно, так как продолжительность его жизни соизмерима с периодом жизни изучаемых людей.

Учащиеся оказываются вполне подготовленными к изучению методов исследования генетики человека. Учитель раскрывает суть генеалогического метода, просит учащихся вспомнить, какие признаки в их личной родословной стойко передаются из поколения в поколение (цвет глаз и волос, форма носа, рта, овал лица, рост и т. д.). Анализ ответов помогает учащимся осознать сущность генеалогического метода, способствует определению с его помощью наследственных болезней, доминантных и рецессивных признаков. Статистический анализ многочисленных родословных по одним и тем же признакам в какой-то степени заменяет изучение большого числа потомков одной родительской пары. Генеалогическим методом удалось определить наследственный характер гемофилии, дальтонизма, короткой палости, выявить последствия родственных браков, в результате которых 20–30% детей умирает или рождается больными.


Учителю биологии на заметку:

Последствия родственных браков пагубны
Равноценность человеческих рас с точки зрения генетики
Обобщение знаний закономерностей наследования
Изучение изменчивости организмов
Модификационная изменчивость
Закономерности изменчивости
Наследственная изменчивость. Мутации
Типы мутаций и их изучение
Причины мутаций внутри клетки
Материальные основы наследственности. Генная инженерия
Генетические основы эволюционной теории
Методика обучения общей биологии