Значение отбора в селекиции

Учитель вводит понятие индивидуального отбора как способа сохранения для размножения лучших особей, их выращивания изолированно друг от друга с целью выявления у потомства ценных признаков через сравнение с исходными формами и между собой. Отсюда логично вытекает определение чистой линии как генетически однородного потомства, полученного индивидуальным отбором от одной особи или пары особей в ряде поколений. Значение индивидуального отбора в селекции растений помогает осознать демонстрация сортов растений (их рисунков), выведенных данным методом: пшеницы – Эритроспермум-841, Мелянопус-89, Гордейформе-189; ячменя – Винер-246 и др.

Раскрытию роли отбора в селекции растений способствует определение значения естественного отбора в данном процессе. Учащиеся знают, что благодаря естественному отбору у особей формируются приспособления к среде обитания, поэтому они могут указать на роль естественного отбора в формировании у сортов приспособлений к местным условиям. В процессе обсуждения вопроса учитель подчеркивает, что не может быть культурных растений, одинаково продуктивных в любой местности, под влиянием естественного отбора происходит их районирование.

Далее учитель показывает ограниченные возможности метода отбора, благодаря которому из исходного сорта можно вывести лишь чистую линию, но нельзя получить новый признак. В связи с этим возникает необходимость рассмотреть другие методы селекции, с помощью которых удается вызвать новообразования. Учитель просит десятиклассников назвать их. Знания школьниками экспериментального получения мутаций, комбинативной изменчивости помогут им назвать методы скрещивания и мутагенеза. На данном уроке целесообразно ограничиться рассмотрением метода мутагенеза, а разным методам скрещивания следует посвятить отдельный урок. Учитель просит школьников вспомнить, что представляют собой мутации, какова их природа, причины и частота. Учащиеся говорят об изменении генов, хромосом, о важнейшем для эволюции свойстве гена мутировать. Они приходят к выводу, что это свойство присуще всем генам, в том числе и отвечающим за формирование хозяйственно ценных признаков. Десятиклассники указывают на случайный характер мутаций, неопределенность причины каждой конкретной мутации и их редкое появление. Отсюда они делают вывод, что селекционеры не могут ждать случайного появления нужной мутации, а должны найти способы их искусственного получения, увеличения частоты мутирования гена.

Учитель сообщает, что ученые выявили мутагенный характер многих веществ, использование которых лежит в основе новых на: правлений селекции – радиационного и химического. Он приводит интересные факты; например, из тысячи искусственно полученных мутаций 1–2 оказываются полезными. В массе полученных изменений удается обнаружить и ценные в хозяйственном отношении, которые не возникают в естественных условиях. Воздействием мутагенами на организм можно добиться преобразования любого свойства. При этом у многих организмов возникают вредные мутации, которые ухудшают их качества. Так школьники осознают, что с помощью лишь метода мутагенеза нельзя создать новый сорт, необходимы жесткий индивидуальный отбор мутантных форм и дальнейшая работа с ними – скрещивание, отбор.


Учителю биологии на заметку:

Мутации в процессе селекции и межвидовое скрещивание
Самоопыление и его роль
Достижения селекции растений в нашей стране
Мичурин и его последователи
Селекция животных и микроорганизмов
Получение чистых линий
Успехи селекции животных. Селекция микроорганизмов
Взаимоотношения организма и среды
Задачи темы Основы экологии
Задачи экологии. Экологические факторы
Интенсивность экологических факторов
Методика обучения общей биологии