Значение температуры в жизни животных и растений

Важно ознакомить учащихся со значением температуры для организмов, популяций и видов. Знание школьниками температуры как меры средней кинетической энергии молекул и атомов, теплопередачи служит основой для осознания регулирующего влияния температуры на скорость процессов жизнедеятельности, распространение организмов на Земле. Привлечение знаний свертывания белков при температуре около 100 °С, при нарушении их третичной структуры в условиях низких температур дает возможность обосновать температурные пределы жизнедеятельности большинства организмов от –4 до +45 °С.

Учитель просит вспомнить из курса географии о среднегодовых температурах в различных зонах земного шара. Он сосредоточивает внимание на причинах бурного развития жизни в тропиках и уменьшения многообразия видов в связи с понижением температуры в направлении от экватора к полюсам. В то же время мобилизация знаний теории эволюции дает учащимся возможность объяснить приспособленность организмов к жизни в условиях Севера, засушливых пустынь. Но при этом школьники делают вывод, что температура, ее колебания представляют собой мощный фактор, под влиянием которого постоянно идет отбор организмов, устойчивых к неблагоприятным температурным условиям. Восстановление знаний процесса возникновения теплокровности в результате ряда ароморфных изменений кровеносной, дыхательной, нервной систем позволяет показать уменьшение зависимости жизнедеятельности организмов от колебаний температуры.

По заданию учителя школьники рассматривают рисунки учебника и убеждаются в зависимости процессов жизнедеятельности и развития животных от температуры.

На следующем этапе урока учащиеся совместно с учителем рассматривают вопрос о роли влажности природной среды в жизни организмов. Знание физических и химических свойств воды служит основой для усвоения материала о значении этого вещества для всего живого на Земле. Учитель просит вспомнить о полярности воды, водородных связях между ее молекулами, которые обусловливают большую удельную теплоемкость, своеобразную плотность при различных температурах и другие особенности. На основе этого он подводит учащихся к выводу о роли воды в смягчении температурных колебаний, о возможности существования организмов в воде зимой.

Учитель ставит вопрос о содержании и роли воды в организме, учащиеся вспоминают, что вода составляет значительную часть клетки (70–80%), выполняет функцию растворителя, является ареной многочисленных биохимических реакций и Средой обитания для многих организмов. Она служила колыбелью возникновения жизни, и сейчас значительная часть организмов обитает в океане. Школьники вспоминают о содержании воды в семенах, сравнивают с содержанием в растущем растении и делают вывод о большой роли воды в жизнедеятельности организма. Проверка знаний клеточного метаболизма позволяет выяснить еще один факт: вода является конечным продуктом диссимиляции. На этой основе рассматривается вопрос о возможности некоторых животных обходиться без воды или использовать жировые запасы в качестве источника воды.

В процессе беседы учащиеся устанавливают, что на земном шаре вода распределена неравномерно, и делают вывод о неодинаковой обеспеченности водой живых существ в различных районах Земли. В связи с этим они восстанавливают знания приспособлений животных и растений к добыванию и сохранению воды.

Учитель привлекает внимание школьников к популяции, просит вспомнить ее характеристику. Учащиеся отмечают такой показатель, как численность популяции, и рассматривают факторы, которые вызывают ее изменение. Среди прочих факторов большое влияние на колебание численности оказывают абиотические, в том числе и резкие изменения температуры, влажности. Школьники сами могут назвать зависимость численности популяции растений от обеспеченности их влагой, от благоприятных температурных условий. Сокращение численности растений влечет за собой снижение численности популяций животных. Температура оказывает и непосредственное воздействие на численность животных. Школьники делают вывод, что абиотические факторы значительно влияют как на жизнедеятельность организмов, так и на состояние популяций.

На большой скорости скачать гранд казино санкт питербургеръ и играть в игры на деньги.


Учителю биологии на заметку:

Сезонные изменения в природе и приспособление к ним организмов
Причины биологических ритмов
Экологические системы
Саморегуляция в биогеоценозе
Методика обучения общей биологии