Органы растений

Вы замечали, насколько разнообразными могут быть высшие растения. К ним относятся и маленькая ряска, плавающая на поверхности водоемов, и травянистые растения суши (например, ковыль, пшеница, клевер, папоротник–орляк), и кустарники (например, шиповник, боярышник, сирень), и деревья (например, дуб, клен, береза, тополь, сосна).

Несмотря на все разнообразие высших растений, они состоят из одних и тех же органов. Это – корень и побег, а также органы, обеспечивающие бесполое и половое размножение. Бесполое размножение осуществляется с помощью одной клетки – споры (от греч. спора – посев, семя), из которой развивается новый организм. В половом размножении принимают участие специализированные половые клетки – гаметы (от греч. гамете – жена). Различают мужские (сперматозоиды, или спермии) и женские (яйцеклетки) гаметы.

Все органы высших растений подразделяют на вегетативные и генеративные.

Вегетативные органы. Корни и побеги называют вегетативными (от лат. вегетативус – растительный) органами. Они обеспечивают рост, питание, обмен веществ, выделение продуктов обмена и другие жизненные функции растения. Вегетативные органы не участвуют в половом размножении. Однако высшие растения могут размножаться видоизмененными побегами (клубнями, луковицами, усами, корневищами) или их частями. Такое размножение растений называют вегетативным. При этом новый организм развивается из многоклеточной части материнской особи.

Основные функции корня – закрепление растения в почве, всасывание растворов минеральных солей и их проведение к надземным его частям. Лист как боковая часть побега осуществляет фотосинтез, дыхание и испарение воды. Стебель как осевая часть побега обеспечивает взаимосвязи между всеми частями растения. Благодаря способности стебля к ветвлению увеличивается поверхность надземной части растения. На стебле образуются и определенным образом располагаются листья и цветки.

Кроме основных, вегетативные органы некоторых видов растений выполняют и дополнительные функции, связанные с приспособлением к определенным условиям обитания. Например, на болотах распространена росянка. Это растение–хищник, которое охотится на насекомых с помощью своих листьев. Его листья привлекают насекомых капельками липкой жидкости, захватывают их и выделяют вещества, переваривающие добычу.

Генеративные органы (от греч. генеро – порождаю) обеспечивают половое размножение растений. Генеративные органы покрытосеменных растений – это цветки. Из цветков формируются плоды с семенами. Таким образом, половое размножение покрытосеменных растений происходит в период цветения, то есть время, когда развиваются цветки. Однолетние и двулетние растения (то есть такие, которые живут соответственно один или два года) цветут на протяжении своей жизни только один раз, а многолетние (живущие три года и дольше) – преимущественно много раз.

Основные элементы в строении цветка у всех растений одинаковы. В состав цветков входят тычинки, пестики, а также окружающий их околоцветник. Основная функция тычинок – формирование пыльцевых зерен, в которых находятся мужские половые клетки. Внутри пестиков находятся семязачатки, в которых образуются женские половые клетки. Из семязачатка после оплодотворения формируется семя.

Семя, окруженное околоплодником, называют плодом. Околоплодник формируется преимущественно из стенок пестика. Он защищает семена и обеспечивает их распространение.

Генеративные органы других групп высших растений (например, мхов, папоротников, хвощей) имеют иное строение.

Глаз человека обладает так называемой разрешающей способностью около 100 мкм (1 микрометр составляет 1/1000 часть миллиметра). Это означает, что когда вы смотрите на две линии, находящиеся друг от друга на расстоянии, меньшем чем 100 мкм, то для вас они сливаются в одну. Световой микроскоп обладает разрешающей способностью до 0,2 мкм, то есть «улучшает» наше зрение почти в 500 раз. Электронный микроскоп обладает разрешающей способностью приблизительно в 200 тыс. раз большей по сравнению с глазом человека.

В 1866 г. немецкий ученый Эрнст Геккель установил, что сохранение и передачу наследственных признаков организма обеспечивает ядро клетки.

Процесс деления клеток открыл известный немецкий ученый Рудольф Вирхов. В 1858 г. он доказал, что все клетки образуются из других клеток путем деления. В то время это было выдающимся открытием, так как ранее считалось, что новые клетки возникают из межклеточного вещества.

В 1675 г. увидела свет работа итальянского ученого Марчелло Мальпиги «Анатомия растений», а в 1682 г. под таким же названием появилась книга английского ботаника Неемии Грю. Они основали особую отрасль ботаники – анатомию растений, изучающую внутреннее строение растительных организмов.

Листаем страницы биологии:

Общая характеристика и особенности распространения водорослей
Зеленые водоросли
Диатомовые, бурые и красные водоросли