Деятельность политехнической школы

30 ноября 1794 г. Центральная школа общественных работ была, наконец, открыта. Она размещалась в прекрасном дворце с 40 залами, принадлежавшем прежде Бурбонам. Здесь были и просторные аудитории, большой амфитеатр, физический кабинет с новейшим оборудованием, прекрасно оснащенные химические лаборатории, минералогическая коллекция, богатая библиотека. К преподаванию были привлечены крупнейшие ученые страны: Лагранж, Лаплас, Монж, Бертолле, Шапта, Фуркруа, Прони, Гитон де Морво, Ашет и др.

Демократические порядки новой школы сказывались и на составе слушателей, и на взаимоотношениях их с профессорами.

Сын солдата Симон Дени Пуассон (1781 – 1840), получивший воспитание и математическое развитие в школе Фентенебло, где превзошел своего школьного учителя, явился в 1798 г. в Париж, чтобы поступить в парижскую Политехническую школу. Очень скоро его товарищи поняли, что «маленький Пуассон станет болящим». Он не во всем успевал, его освободили от графических работ, но в теоретических предметах он проявлял оригинальность и остроту мысли. Однажды после лекции Лагранж получил записку, в которой один из учеников давал более краткое доказательство бинома Ньютона, чем он. Лагранж подозвал автора записки – это был Пуассон и одобрил его метод доказательства.

Ускоренное образование высококвалифицированных инженеров, в среде которых воспитывалось немало будущих крупных математиков, физиков, химиков, геологов, было нелегкой задачей. Требовалось щ только мастерство профессоров и рвение слушателей, нужно было установить взаимное понимание, некую патриархальность отношений.

После прохождения теоретической подготовки учащиеся заканчивали обучение в узкоспециализированных инженерных школах: в Артиллерийской школе, Школе мостов и дорог, Школе горного дела, в Военной школе, в Топографической школе и др. Таким образом, диапазон подготовки специалистов Политехнической школы был очень широк, а главной их особенностью была прекрасная общеобразовательная и специальная подготовка. Как в плане обучения, так и в самом преподавании выполнялся принцип сочетания самой строгой теории с практической направленностью проблем. Именно это составляло секрет необычайно большого успеха Политехнической школы. Школа имела свой журнал, где публиковались труды профессоров и талантливых учеников, который назывался «Журналом Политехнической школы». Из каждого выпуска школы выходило немало ученых, выдающихся инженеров, имена которых позже становились известны всему миру. Когда Наполеону незадолго до его падения предложили мобилизовать под ружье всех политехников, он ответил крылатой фразой: «Не стоит резать курицу, несущую Золотые яйца». Действительно, наука, техника, военное Искусство Франции и всего мира многое выиграли от того, что из стен Политехнической школы вышли такие ученые, как Ампер, Пуассон, Пуансо, Фурье, Коши, Араго, Гей-Люссак, Френель, Био, Малюс; такие знаменитые инженеры и полководцы, как Понселе, Кориолис, Шаброль, Друо, Бертье, Ней, Мюрат и др.


Жизненный путь Ж. Л. Лагранжа:

Введение в консерватории искусств и технических наук
Комиссия по разработке новой метрической системы
Как измерить дугу меридиана
Работа научной комиссии
Время прогрессивной реформы мер
Изучение скорости снаряда
Решение баллистической задачи
Труд всей жизни – «Аналитическая механика»
Жозеф Луи Лагранж (содержание)