Материализм французских ученых конца XVIII в.

Прежде чем во Франции назрела буржуазная революция 1789 – 1794 гг., там произошла революция философская, в которой выковалось идеологическое оружие демократических слоев общества.

В борьбе против схоластики и теологии, против школы солипсизма и различных течений воинствующего идеализма выросла плеяда блестящих французских материалистов-энциклопедистов: Дидро, Гельвеций, Гольбах, Даламбер, Ламетри, Кондильяк и др.

Поставив своей целью резкий критический пересмотр основ естественнонаучных знаний, основ философии, критику существующих феодальных устоев и сословных привилегий дворянства, выработку новых политических убеждений, просветители объединились вокруг издания «Энциклопедии, или Толкового словаря наук». Устами Руссо, Дидро, Вольтера, Тюрго общественная мысль передовых революционных сил страны вела активное наступление на устои старого мира. Завершали это наступление французы следующего поколения, когда требования просветителей были высечены на стенах ратуши словами Декларации прав человека и гражданина.

Главным редактором «Энциклопедии...» был Дени Дидро, который еще до появления в свет ее первого тома был заключен в Венсенский замок. После выхода первых двух томов «Энциклопедии...» издание было признано еретическим, вредным, направленным к уничтожению королевского авторитета и к укреплению духа независимости. Книга была запрещена, но через год (в 1753 г.) под давлением буржуазной оппозиции запрет был снят с условием обязательного соблюдения умеренности. Однако через четыре года издание снова было запрещено. Лишь в 1765 г. Дидро с помощью друзей удалось закончить издание «Энциклопедии...» за пределами Франции.

Как уже говорилось, соратником Дидро и его ближайшим помощником по изданию «Энциклопедии...» был Даламбер (правда, только до 1757 г.). Подобно Дидро, Гельвецию, Ламетри, Кондильяку, Даламбер был сторонником сенсуализма, признавая ощущения и память человека главными средствами познания истины. Но, в отличие от них, он отводил разуму не менее существенную роль. Мышлению Даламбер придавал самостоятельное значение, отрывая его от свойств материи. По существу, философские взгляды Даламбера не были последовательно материалистическими, за это его критиковал Дидро (в частности, в своем сочинении «Сон Даламбера»). Рационализм Даламбера проявлялся во взглядах на построение механики, отчетливо высказанных в предисловии к трактату «Динамика» (1743). Даламбер считал, что набор всех законов механики нужно свести к наименьшему их числу, положив в основу самые ясные и разумные принципы. Понятие силы он изгонял: движение материи может возникнуть только из самого движения, ибо материя внутренне активна и не нуждается во внешнем начале, активизирующем ее.

Чрезвычайно популярен среди прогрессивно мыслящих парижан был философский кружок (салон) Поля Гольбаха – по происхождению немецкого барона, прожившего большую часть жизни во Франции, одного из соратников Дидро по «Энциклопедии...». В 1770 г. вышло в свет сочинение Гольбаха «Система природы, или О законах мира физического и мира духовного». Это ярко материалистическое произведение вызвало резкие споры и страсти даже в лагере единомышленников автора – среди просветителей.

Дидро был, очевидно, соавтором или вдохновителем этого труда. Книга вышла под вымышленным именем, анонимно, так как еще были памятны репрессии после появления томов «Энциклопедии...» и труда Гельвеция «Об уме». «Система природы» получила название «библии атеизма». Вольтер осуждал крайний атеизм книги. Отрицательно отнесся к ней и Руссо.

Сразу после выхода книга была запрещена и сожжена по приговору парижского парламента. Автор не был подвергнут репрессиям только потому, что остался неизвестен. В качестве возможных авторов и соавторов называли Дидро, Нэжона, а позже и Лагранжа, который одно время был учителем в доме Гольбаха.

«Эта книга – заключение французского материализма, это лапласовское «jai dit tout» («я все сказал». – Ред.). После этой книги можно было делать частные приложения, можно было комментировать «System, de la nature», но далее идти в дерзости отрицания невозможно», – так характеризовал этот труд А. И. Герцен.


Жизненный путь Ж. Л. Лагранжа:

Влияние французских энциклопедистов
Изучение принципов динамики
Провёл анализ развития механики, статики, динамики
Темы бесед в кружке Лавуазье
Разносторонняя деятельность Лагранжа во Франции
Отношение учёных к революции во Франции
Влияние прогрессивных событий
Начертательная геометрия Монжа
Жозеф Луи Лагранж (содержание)