Открытие школ нового типа

В 1794 г. в соответствии с проектом Комитета по народному образованию, одобренным Конвентом, был открыт ряд специальных школ нового типа. Школа военного дела должна была готовить военных инженеров и офицеров. Центральная школа общественных работ занималась подготовкой гражданских высококвалифицированных инженеров. Нормальная школа должна была готовить знающих, республикански настроенных педагогов на смену тем учителям коллежей, которые саботировали реформы образования, проводимые республикой, начиная с первых лет революции.

Учащиеся в эти школы подбирались продуманно: муниципалитеты избирали из 20 тысяч жителей одного слушателя Нормальной школы, способного к наукам и представлявшего собой образец «чистоты нравов и испытанного патриотизма». В Нормальной школе преподавали лучшие ученые Франции: математику – Лагранж, Лаплас, Монж, физику – Гагой, химию – Бертолле, историю – Вольней.

Одновременно с преподаванием математики в Нормальной школе Лагранж разрабатывал свои прежние идеи ь области теории чисел, алгебры и взаимосвязи этих наук с геометрией. Монж также сумел систематизировать свои дореволюционные соображения, издав их в виде курса «Начертательной геометрии». Сами ученые осознали важность создания новых школ. Так, Лаплас писал: «Это была поистине великая идея. Я очень сожалею, что Нормальная школа не просуществовала дольше; несмотря на очень суровую зиму и острый недостаток продовольствия, она дала прекрасные результаты, которые скоро скажутся на преподавании в центральных школах».

В период якобинской диктатуры возникла и идея Политехнической школы. Проект создания такой школы разрабатывал первоначально инженер из Школы путей сообщения Ламбларди, возглавивший специальную Комиссию общественных работ и сосредоточивший внимание на плане создания Центральной школы общественных работ, которая позже стала называться Политехнической.

Конвент заинтересовался проектом и поручил Комитету общественного спасения проявить и заботу о создании Школы общественных работ. Тогда для помощи Ламбларди в Комиссию были введены Карно, Монж, Фуркруа,

Прони, Бертолле, Шапталь и др. Весной 1744 г. Комиссия приступила к разработке устава школы основной идеей которого было уравнивание прав для поступления и выходцам из дворцов, и выходцам из хижин. Прием должен был осуществляться на основании личных достоинств кандидатов, их республиканской верности и знаний, без различия сословий. Вводилось содержание учащимся в виде стипендии. Вначале обучение предлагалось проводить за три месяца, но позже было установлено трехгодичное обучение. Окончательную редакцию устава школы возглавил Фуркруа, который не Сомневался в том, что школа скоро прославит Францию.


Жизненный путь Ж. Л. Лагранжа:

Деятельность политехнической школы
Введение в консерватории искусств и технических наук
Комиссия по разработке новой метрической системы
Как измерить дугу меридиана
Работа научной комиссии
Время прогрессивной реформы мер
Изучение скорости снаряда
Решение баллистической задачи
Жозеф Луи Лагранж (содержание)