Реформы школьного и высшего образования

Просветители XVIII в. неоднократно выступали с резкой критикой состояния образования во Франции: Руссо, Кондильяк, Ламетри, Дидро, Даламбер, Тюрго, Кондорсе предлагали конкретные пути перестройки народного образования. Сущность этих предложений сводилась к требованиям расширения сети учебных заведений, носящих светский характер и доступных всем сословиям; к утверждению необходимости улучшения и расширения подготовки учителей. Кроме того, выдвигалось требование создать центральный орган для руководства системой просвещения и образования.

До революции в начальных школах детей обучали чтению, письму, реже – счету, а чаще всего – заучиванию библии. Ученые степени накануне революции в университетах Франции можно было покупать. Не только в коллежах страны, но и в двадцати двух ее университетах преимущество отдавалось гуманитарным наукам. Немногие и неглубокие сведения по естественным и точным наукам преподносились на уровне предшествующего века. Когда ученый мир уже отказывался от донаучной перипатетической физики, переходя на путь картезианства, в схоластических университетах Европы, в том числе и во Франции, господствовало еще аристотельянство. Когда наука переходила на путь ньютонианского, количественного изучения природы, университеты едва усваивали картезианские воззрения.

В октябре 1791 г. Законодательное собрание создало Комитет по народному образованию, куда вошел Кондорсе – один из самых энергичных сторонников реформы системы образования. В дальнейшем Конвент обращал пристальное внимание на мероприятия по перестройке народного образования. В самый напряженный период борьбы с внешними и внутренними врагами революции, в 1793 г., Конвент принял решение посвящать три заседания в неделю вопросам образования, ибо образование тогда рассматривалось как один из фронтов идеологической борьбы против реакции.

В ходе революции закрывались церкви, вводились гражданские обряды, богословие было исключено из школьных программ, упразднялись конгрегации и светские корпорации, субсидировавшие коллежи и университеты. Преподаватели рассеивались, университеты постепенно закрывались. Этот процесс завершился декретом от 15 сентября 1793 г., по которому закрывались богословские, медицинские и ремесленные факультеты на всей территории республики. Фактически к 1793 г. были упразднены все двадцать два университета.

Несмотря на то, что военные дела лета 93-го года помешали заслушать доклад Кондорсе от имени Комитета народного образования, главные предложения плана Кондорсе послужили основой дальнейших мероприятий и социально-культурного законодательства Конвента.

Сущность этого плана сводилась к следующему. Народное образование на всех ступенях должно быть бесплатным, всеобщим и равно доступным для всех слоев общества. Пять ступеней школ, лицеев и высших школ должны координироваться Национальным обществом наук и искусств, все должности которого должны быть выборными.

Между тем реальные возможности для проведения реформ, близких к плану Кондорсе, были недостаточными: большая часть учителей дореволюционного периода находилась под влиянием церкви и реакции. Все мероприятия революционного правительства ими саботировались, было немало и других причин, тормозивших проведение в жизнь реформы школы.

После революции 31 мая – 2 июня 1793 г. жирондисты были оттеснены, власть перешла в руки якобинцев. Якобинский Конвент в самое напряженное время внешних и внутренних сражений сумел провести огромную созидательную работу, затрагивающую все области жизни народа. Перестройка системы образования стала предметом пристального внимания не только Конвента, но и самого деятельного органа революции – Комитета общественного спасения. Комитет подготовил поправки и дополнения к Декларации прав человека и гражданина, а также и к Конституции, – поправки, касающиеся образования. Эти поправки детализировали требование: «Общество всем своим могуществом должно способствовать прогрессу общественного разума и сделать образование доступным всем гражданам». В новой Конституции было записано право на «общее для всех образование».

Однако составление проекта реформы образования попало в руки реакционера Сиейес, который с помощью двух других правых членов Комитета по народному образованию – Дону и Лаканаля – представил Конвенту в конце июня 1793 г. доклад о перестройке образования с большими отклонениями от плана Коидорсе. В проекте Сиейеса государство должно было организовать только начальное образование, а дальнейшие ступени образования оставались в руках частных лиц и корпораций. Выступление на заседании Конвента видного физика и химика Ассенфратца вскрыло серьезные недостатки проекта Сиейеса. По предложению Робеспьера была создана специальная комиссия для срочного составления плана реформы народного просвещения и образования.

Вновь организованная комиссия, куда вошел и Робеспьер, получила название «Комиссия шести» – по числу ее членов. В основу нового проекта реформы образования комиссия положила план депутата Лепелетье. В отношении высшего образования этот план был очень близок к плану Кондорсе. Однако Лепелетье предлагал делать упор на общественное воспитание детей, начиная с пяти лет. Широкое общее образование в сочетании с производительным трудом и физическим и моральным воспитанием подростков должно было проводиться за счет республики (точнее, за счет обложения богачей налогами) в специальных детских домах.


Жизненный путь Ж. Л. Лагранжа:

Трактат о воспитании Лепелетье
Открытие школ нового типа
Деятельность политехнической школы
Введение в консерватории искусств и технических наук
Комиссия по разработке новой метрической системы
Как измерить дугу меридиана
Работа научной комиссии
Время прогрессивной реформы мер
Жозеф Луи Лагранж (содержание)