Трактат о воспитании Лепелетье

Демократическая утопия Лепелетье о равном для всех воспитании была встречена в якобинском Конвенте восторженными аплодисментами. Широкие трудовые массы приветствовали новый план системы образования.

Однако, как в самой Комиссии шести, так и вне ее нашлись противники плана Лепелетье, и дискуссия в Конвенте заняла семь заседаний. Грегуар, Фуркруа и др. указывали на то, что в проекте Лепелетье нарушаются права семьи, а также на огромные расходы, которые предстоят республике для проведения этого проекта в жизнь. В результате дискуссии был снят вопрос об обязательном или рекомендательном общественном воспитании девочек и детей младшего возраста, а возраст общественного воспитания мальчиков подняли до семи лет. Возражая против аргумента о дороговизне такой реформы, Дантон заявил: «После хлеба, воспитание – первая потребность народа».

В результате было принято решение об учреждении бесплатных интернатов. По желанию родителей туда принимались дети всех сословий. Остальные дети могли посещать бесплатные классы. Этот декрет был принят 13 августа 1793 г. и вызвал разочарование в плебейских слоях населения страны. Протест народа был использован различными политическими деятелями и представителями науки – такими, как Лавуазье, – которые торпедировали Конвент петициями, выступлениями с протестами и требованиями пересмотра декрета об образовании и воспитании.

Сен-Шюст опубликовал «Фрагменты о республиканских учреждениях», где пропагандировал идеи воспитания подрастающего поколения в спартанском духе. Лавуазье выступил со своим проектом под названием «Размышления о народном образовании». Идеи просветителей (Дидро, Кондильяка и др.) о том, что ничего нет в мыслях человека, чего ранее не было в ощущениях, о необходимости прививать чувственный опыт и навык ребенку наряду с умственными упражнениями – вот основное направление проекта Лавуазье и Ассенфратца, поддержанного членами Парижской коммуны. В своем проекте они предлагали с раннего детства внедрять трудовое воспитание и профессиональное образование. Это было одобрено специальной комиссией Консультационного бюро искусств и ремесел в сентябре 1793 г., а затем Конвентом был принят соответствующий декрет. И хотя через два дня этот декрет был отменен под предлогом улучшения, однако попытка создания национальных школ трех ступеней по проекту Лавуазье – первых школ детства, вторых школ детства и третьих школ, или школ юности, – была весьма характерна для законодательства якобинской диктатуры.


Жизненный путь Ж. Л. Лагранжа:

Открытие школ нового типа
Деятельность политехнической школы
Введение в консерватории искусств и технических наук
Комиссия по разработке новой метрической системы
Как измерить дугу меридиана
Работа научной комиссии
Время прогрессивной реформы мер
Изучение скорости снаряда
Жозеф Луи Лагранж (содержание)