Машины на угольных полях КАТЭКа

Попав однажды в Красноярский край, я обнаружил знакомые бульдозеры на угольных полях КАТЭКа. Желто-оранжевые «Камацу» рыхлили, разгребали, передвигали огромные массы земли: очередной угольный горизонт готовился к открытой разработке. Масштабы таких подготовительных операций весьма велики. Чтобы сделать угольный пласт доступным для могучих добычных экскаваторов, необходимо снять верхний, вскрышной слой породы мощностью 20 – 30 м. Ежегодно здесь срезают, убирают десятки миллионов тонн ненужной породы, отвозят подальше, сбрасывают в котлованы, откуда уже выбран весь уголь. Этот земляной навал требуется не только переместить, но и выровнять, уплотнить. Преобладающую часть этого нескончаемого труда выполняют японские бульдозеры «Камацу».

Вот уже несколько лет мы используем эти мощные и выносливые машины, – рассказывает начальник бульдозерного участка Владимир Орешкин. – Зимой и летом, в любую погоду они работают в 2 – 3 смены, и ни разу не было отказа ни в одном механизме. Стопроцентный выход – так говорят у нас. А ведь климатические условия в нашем крае весьма суровые. Летом жара, пыль. Зимой долго держатся 40-градусные морозы, да_ еще с ветром. Однако ни погода, ни напряженный производственный ритм не отражаются на техническом состоянии машины. Она легка в управлении, слушается водителя при всех режимах работы, переносит резкие перепады температур. Хорошо продумано расположение приборов и рычагов. Кабина комфортабельна, здесь уютно в самые сильные морозы, теплым воздухом обдувает спину и ноги.

– Что же, одни достоинства и никаких недостатков?

– Есть и недостатки, – говорит Орешкин, – но они не столь существенны. К примеру, при работе на зачистке угольных пластов вентилятор двигателя поднимает впереди машины облако угольной пыли, что ухудшает видимость. Правда, так бывает только летом. Мы исправляем это положение своими силами

Японская техника неплохо показала себя на подземных работах. Я видел, как буровая установка «Джамбо» пробивала тоннель Нагорный в Якутии. Массивные ярко-желтые платформы стояли одна на другой, опутанные, перевязанные сетью труб, шлангов, проводов. Вытянуты вперед-вверх, точно щупальцы, тонкие металлические штанги. С треском ввинчиваются они в скалу, разбуривают отверстия-шпуры. Несколько таких штанг-перфораторов могут сверлить одновременно, подготавливая широкий фронт для взрывных работ. Стучат моторы, все глубже уходят буровые иглы в горную породу. Автоматически, без непосредственного участия человека закладываются заряды взрывчатки. Платформа откатывается по рельсам назад, в безопасное место. Гремят взрывы. Вагонетки вывозят груды обломков...

Эту первую в СССР буровую раму «Джамбо» собирали вместе советские и японские специалисты. Монтажными работами непосредственно руководил генеральный конструктор фирмы «Фурукава» господин Мисао Иосизава. Мне тогда довелось взять у него интервью.

– Мы весьма удовлетворены проведенной работой, – сказал г-н Мисао Иосизава. – Это необходимо подчеркнуть, так как монтаж велся в трудных для нас климатических условиях – шли частые холодные дожди, валил мокрый снег. К тому же не прибыли вовремя ящики с оборудованием. И пришлось нам трудиться с самого раннего утра до позднего вечера. Вместо 10 дней, как это обычно принято, мы смонтировали «Джамбо» за 4 дня. Это мировой рекорд. Разумеется, вся работа велась совместно с советскими специалистами, мы все время трудились рядом. За эти дни мы познакомились со многими советскими людьми, убедились в их дружеском к нам расположении, в стремлении к дальнейшей совместной работе, к новым встречам. Мы очень этому рады, так как это отражает и наше желание работать вместе в будущем.


Читаем о сибирский передовиках:

Самый длинный тоннель
Тоннельный отряд
Как прокладывался Северомуйский тоннель
Заповедные места
Солнце светит в Золотнике
Рабочие Сибири (содержание)