Медная гора

Мы выбрались из подземного коридора, поднялись по крутой щебенистой дороге, отошли подальше – медная гора словно отодвинулась в сторону, открыла часть голубого неба. Отверстие штольни чернело далеко внизу.

Надежда взмахом руки как бы отсекла верхнюю часть горного кряжа.

– Это вскрыша, пустая порода, ее придется снять. И только потом начать открытую разработку.

– Снять, вывезти целую гору?..

– Да, вскрыша составит девять десятых всего объема горных работ, иначе не добудешь руду. Уже и место для отвалов выбрано в нескольких километрах отсюда.

– Такой огромный труд... Сколько же понадобится взрывников, бурильщиков, экскаваторщиков, шоферов, маркшейдеров? А до того нужны будут строители, что проложат дороги, возведут город Удокан, обогатительную фабрику, многое другое...

– Мы, геологи, можем кого угодно озадачить своими открытиями, – улыбается Надежда. – Поэтому так медленно принимают, осваивают. А хотелось бы увидеть результаты поскорей...

Да, удоканские геологи ожидали, что вот-вот начнется разработка месторождений, прокладка дорог, создание предприятий – именно на это их нацеливали плановики. Проектировщики подыскивали место для горно-обогатительного комбината мощностью в десятки миллионов тонн в год, обсуждали, каким будет город Удокан. Об этом писали газеты, говорили по радио.

Но пришло новое указание: отложить все работы по промышленному освоению удоканских медных залежей. Согласно последним расчетам экономистов разработка этих месторождений, строительство города и предприятий обойдется сегодня слишком дорого. Страна пока не испытывает нужду в меди, основные ее потребности удовлетворяют месторождения Норильска, Джезказгана, других районов. «Удокан – это стратегия советской цветной металлургии, ее будущее» – таково мнение.

– Разумеется, вопрос серьезный, требует тщательных исследований, расчетов, – говорит начальник Удоканской экспедиции Иван Андреевич Московец. – Однако процесс изучения этих залежей прерывался уже несколько раз и начинался вновь. Каждый раз приходилось тратить много сил и средств, чтобы развернуть здесь заново разведочные, буровые работы, создавать коллектив, завозить оборудование.

Конечно, геологу всегда хочется найти поскорей практический выход своим открытиям, и это естественно. Работники Удоканской экспедиции убеждены, что небольшую горно-обогатительную фабрику следует построить уже сейчас и приступить к опробованию отдельных участков. Это поможет уточнить свойства медных руд, их технологические особенности. И что не менее важно, начать разработку сопутствующих цветных, весьма ценных металлов.

– Конечно, это потребует немало средств. – Геннадий Евдокимович Марке-вич подходит к проблеме со всей серьезностью. – Рабочие нужны, хорошие специалисты, тысяч десять, не меньше. Прежде всего необходимо проложить дороги. Сейчас это сделать легче благодаря БАМу, который приблизил регион к промышленным центрам страны. Еще совсем недавно основной поток грузов для геологов шел по «зимнику» – снежной 700-километровой автодороге от станции Могоча на старом Транссибе. Теперь все нужные материалы, буровые станки доставляются по новой железной дороге. Появилась возможность более быстрого и эффективного освоения подземных кладовых. Сегодня в этом могут помочь освободившиеся коллективы ГлавБАМстроя.

Просторы Восточной Сибири, богатые природными ресурсами, ждут своего часа. Геологи Иван Московец, Геннадий Маркович, Надежда Морозова хотят увидеть их расцвет как можно быстрее.


Читаем о сибирский передовиках:

Техника для Сибири
Сибирский вариант
Машины на угольных полях КАТЭКа
Самый длинный тоннель
Тоннельный отряд
Рабочие Сибири (содержание)