От кого зависит успех дела

Да, горняки умеют продуктивно трудиться, постоянно наращивают добычу. Но успех дела зависит не только от них.

Железнодорожники опоздали с подачей вагонов, а в результате простаивают огромные экскаваторы, задерживается вывоз угля. Значит, эшелоны с топливом не придут вовремя на электростанции и теплоэлектроцентрали. Начнутся перебои с подачей электроэнергии и тепла заводам, колхозам, жилым районам. А если это случится студеной сибирской зимой?..

Зависят угледобытчики и от транспортных строителей: скреперистов, монтеров, проектировщиков, изыскателей. Именно они намечают и прокладывают железнодорожную трассу от основной Транссибирской магистрали, создают сортировочные станции, оборудуют их сигнализацией, блокировкой, селекторной связью.

Строители передают линию тем, кто ее обслуживает, эксплуатирует. Не только локомотивным бригадам или станционным диспетчерам. Главным образом ' – путейцам: ремонтникам, бульдозеристам, крановщикам, слесарям. Задача у них очень ответственная: сделать дорогу действующей, причем безотказно, во всякую погоду, в любой сезон. По мере того как горняки снимают пласт, «отрабатывают горизонт», надо продолжить угольную колею, или же, что гораздо чаще, передвинуть ее, переуложить. Расстояние между экскаватором и товарным составом должно быть строго выдержано, чтобы поток угля с транспортерной ленты попадал точно в вагон. На сто с лишним километров пролегли железнодорожные пути в Бородинском разрезе, и хоть они временные, нельзя допустить, чтоб какой-нибудь участок размыло ливнем, чтоб рельсы вдруг поползли на рыхлом склоне. Поэтому хлопот с переукладкой и ремонтом предостаточно, и дело это весьма кропотливое. На горно-транспортных работах нынче трудно обойтись без современной техники: путепереукладчиков, машин для балластировки и подбивки шпал, разного рода подъемных кранов, стендов для установки и разборки рельсовых звеньев.

Словом, немало усилий надо затратить, чтобы экипаж экскаватора ЭРП-2500 действовал четко, бесперебойно, в три смены, наперекор летнему зною и зимним холодам.

...Наш «газик» весело бежит по асфальту. Проносятся по сторонам заснеженные поля, светлые березовые рощи. Вдалеке, на склоне, привольно раскинулась деревня, дома с высокими крышами, пристройки.

– И это тоже Бородино, – рассказывает Г. А. Рубайло. – Знаменитое название часто встречается в наших местах. Эти поселения основали солдаты Бородинского полка, сосланные сюда после декабрьского восстания 1825 года. Шли они пешком, с обозами, более четырех лет. По пути, в деревнях, где останавливались, присматривали себе жен, спутниц нелегкой жизни. За статную, видную девку три рубля платили родителям... Посейчас в окрестных деревнях много красивых девушек и бравых молодцев, настоящих гренадеров. Толковые, старательные, работают на совесть.

...Город Бородино открылся сразу, весь. Небольшие уютные домики с аккуратными палисадниками. Ближе к центру – 5-этажные кирпичные дома. Белая колоннада Дворца культуры горняков. Магазины, кафе, спортивный зал в огромном ангаре. Молодой шахтерский город с большим будущим.


Читаем о сибирский передовиках:

Мастерская на плаву
Там, где река Амнунакта...
Зачем едут в тайгу
Кто прокладывает путь в тайге
В поиске – геологи
Рабочие Сибири (содержание)