Самый длинный тоннель

...Луч мощного переносного фонаря не в состоянии пробить густой туман. Куда бы ни повернулся – вода. Хлюпает под сапогами, течет по каменной стене, капает сверху. Шипит, пульсирует среди обломков горячий источник, обдает жгучим паром. Душно и жарко, градусов, наверно, под 40. Рабочие то и дело подходят освежиться к шлангу, плещутся в холодной воде. Бригады проходчиков меняются каждые 4 часа. Все хотят как можно быстрей миновать опасную зону трещин, разлома, врубиться в сплошной гранит, где можно эффективно развернуть буровую технику.

А в стороне, прикрытые щитами, стоят громоздкие проходческие машины. Среди них – знакомые желто-оранжевые платформы «Джамбо». Да, здесь в Северо-муйском тоннеле, условия работы совершенно необычные. Тоннель, самый длинный на трассе БАМа – 15 км, оказался для строителей и самым трудным. Пробить такой ход сквозь гору – задача сложная сама по себе. А тут природа выставила все мыслимые препятствия. Крайне неблагоприятно для прокладки тоннеля геологическое строение горного кряжа. В районе часты землетрясения, и гранитные блоки, слагающие эти горы, постоянно движутся, перемещаются относительно друг друга. Крепкие граниты, словно жернова, перетирают более слабые породы, образуя слой мелких обломков, щебня, каменной пыли, своего рода «слоеный пирог».

Положение тоннельщиков осложняет обилие воды: когда-то, миллионы лет назад, при очередной земной катастрофе русло древней реки Ангарокан было разорвано, и горный массив принял в свои недра многоводные потоки. Несутся они по глубинным трещинам, волокут с собой камни, песок, глину, проникают сквозь щели, размывают, расширяют их. Снизу, под большим напором прорываются струи горячей, почти кипящей воды. Впечатление, будто вся эта влага, накопленная тысячелетиями, хлынула в тоннель, в созданный людьми вакуум.

Да, тоннельщиков подвела геология. Но выяснилось это лишь после того, как строители пробили несколько километров тоннеля и попали под сильнейший поток. Сказался определенный просчет и проектировщиков, и геологов, которые не сумели, не успели детально разведать породы. Конечно, в чем-то их можно понять: уж очень сложно и дорого завозить сюда буровое оборудование – не было ни дорог, ни промышленных предприятий. Пробурили несколько скважин и решили, что почти вся гора – сплошной гранит. Не учли высокой сейсмичности района, не придали должного значения предупреждениям сейсмологов. Теперь говорят: следовало перенести трассу на 150 км северней, там породы крепче, вероятность землетрясений меньше. Да, сэкономили в свое время на изысканиях, на бурении. Но исправление таких ошибок обходится значительно дороже.

Однако работу по прокладке тоннеля не остановишь – ведь железная дорога уже подведена с запада и с востока. Построен отличный поселок Северомуйск, в котором живут строители и их семьи. Создана производственная база, завезены материалы, оборудование.


Читаем о сибирский передовиках:

Тоннельный отряд
Как прокладывался Северомуйский тоннель
Заповедные места
Солнце светит в Золотнике
Как строился поселок Золотинка
Рабочие Сибири (содержание)