Техника для Сибири

...Бурение проходило нормально. Не было перебоев в работе двигателя. Не застревал на глубине в мерзлом галечнике буровой наконечник. И холод не очень докучал – в нашем тепляке, просторном дощатом сарае, горела, раскалялась железная печурка, возле нее всегда можно отогреться. Но стоило выйти – и ты сразу мог ощутить разницу температур. Невольно поглядываешь на градусник, что прикреплен к стене: красная ниточка упирается в цифру 40. Впрочем, нам мороз не страшен – мы в движении, да и привыкли. Но там, на дворе, обросшие инеем, лежат трубы. Одну за другой поднимаем, подтаскиваем лебедкой к скважине. Операцию эту надо выполнять аккуратно, прямо-таки ювелирно: если упадет такая семиметровая «свеча» на твердую землю, то может расколоться, рассыпаться. Как будто сделана не из прочнейшей стали, а из обыкновенного стекла. Таково воздействие на металл сильного мороза...

Богатства Сибири даются нелегко. Техника часто не выдерживает экзамен холодом. Застывают двигатели, и утром их невозможно завести. Лопаются металлические детали, крошится резина. Разрушаются самые прочные стальные конструкции. Особенно уязвимы сварные соединения: из-за хрупкости швов происходят весьма частые поломки, возникают аварии на нефте- и газопроводах. Зимой простаивают могучие экскаваторы на рудниках и в карьерах. При температуре минус 40 – 50° грузоподъемность кранов резко ограничена.

И хоть доля Сибири в потреблении различных машин и механизмов составляет всего 12%, проблема эта достаточна серьезная. К технике здесь предъявляют особые требования. Поскольку рабочей силы не хватает, каждая машина, поступающая на сибирские предприятия и стройки, должна отвечать самым строгим нормативам долговечности, выносливости, эффективности. Автомобили, экскаваторы, горнодобывающие комбайны должны не только выдерживать суровые морозы, но и быть удобными в управлении. Как, например, 180-тонные автосамосвалы БелАЗ, скальные экскаваторы с ковшами емкостью двадцать кубометров, мощные электровозы ВЛ-14.

Наши ученые и конструкторы много делают для создания «сибирской» техники. Прежде всего стремятся лучше использовать отдельные узлы и детали из полимеров, не поддающихся влиянию низких температур. Применяют хладостойкие стали, специальные сорта резины. Зубья экскаваторов упрочняют методом взрывов. Отправляют дополнительные комплекты запасных частей, сделанных из требуемого материала. Разумеется, это удорожает производство, но в конечном итоге экономит сибирякам много сил и времени.


Читаем о сибирский передовиках:

Сибирский вариант
Машины на угольных полях КАТЭКа
Самый длинный тоннель
Тоннельный отряд
Как прокладывался Северомуйский тоннель
Рабочие Сибири (содержание)